ЦБП как драйвер развития экономики замкнутого цикла - Лига переработчиков макулатуры

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ"

позвонить нам: (495) 137-73-55 схема проезда карта сайта
Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе.
Цицерон Марк Тулий

ЦБП как драйвер развития экономики замкнутого цикла

Отраслевая программа повышения цикличности в целлюлозно-бумажной промышленности, способная обеспечить повышение уровня цикличности ЦБП до значений, близких к 100 %.

Целлюлозно-бумажная промышленность занимает лидирующие позиции в российской экономике по уровню цикличности. Повторно в хозяйственный оборот вовлекается более 60 % образующихся отходов бумаги и картона.

В стране ежегодно образуется до 8 млн т отходов бумаги и картона. Из них около 700 тыс. т непригодно для переработки: сюда относятся санитарно-гигиенические изделия из бумаги, которые окончательно утрачивают свойства при использовании, а также строительные и отделочные материалы на основе бумаги и картона, которые утилизируются в составе отходов от строительства и ремонта.

Таким образом, для переработки пригодно более 7 млн т макулатуры в год. Однако сбором охвачено менее 4,5 млн т макулатуры. Собирается в основном макулатура, образующаяся в коммерческом сегменте. Сюда относятся:

  • производители бумаги и картона, производители упаковки и иных изделий из бумаги и картона. Макулатура здесь представлена отходами и браком производства;
  • розничная торговля, в первую очередь, сетевой ритейл. Предприятия розничной торговли накапливают и реализуют отходы упаковки товаров;
  • коммерческая недвижимость, в первую очередь, офисные центры, утилизирующие вышедшие из оборота документы и иные отходы бумаги.

В коммерческом сегменте собирается практически вся образующаяся макулатура. В то же время основной объем отходов бумаги и картона, образующихся в домашних хозяйствах, попадает в состав твердых коммунальных отходов.

После контакта с органическими отходами бумага и картон становятся непригодны для переработки и отправляются на захоронение на полигоны ТКО. Таким образом теряется почти 3 млн т ценного сырья в год. Причиной такого положения дел являются несовершенство законодательства и слабое развитие инфраструктуры заготовки вторичного сырья в сегменте домашних хозяйств.

 

Главным средством повышения цикличности экономики в целом является механизм расширенной ответственности производителей, который предполагает ответственность производителей и импортеров товаров и упаковки за утилизацию произведенной или ввезенной продукции. Хотя механизм РОП формально действовал в России с 2015 г., в 2019 г. была констатирована его неудовлетворительная эффективность. В конце 2020 г. Правительством была принята Концепция совершенствования механизма РОП, в которой пересмотрены основополагающие элементы РОП.

Так, упаковка товаров выделена в отдельное регулирование, в отношении упаковки исключено применение нормативов утилизации, т.е. производители и импортеры обязаны обеспечить утилизацию всего объема упаковки.

Сокращено число способов исполнения РОП: субъекты РОП либо самостоятельно обеспечивают утилизацию товаров и упаковки, либо уплачивают экологический сбор.

Общий объем поступлений экологического сбора за упаковку и прочие изделия из бумаги и картона оценивается на уровне 20 млрд руб. в год.

Из них переработчики макулатуры могут претендовать на сумму порядка 12,6 млрд руб.: 3000 руб. экологического сбора на 4,2 млн т перерабатываемых отходов бумаги и картона.

Соответственно, на развитие инфраструктуры заготовки макулатуры может быть направлено 7,4 млрд руб. в год.

 

Инфраструктура обращения с отходами бумаги и картона в стране в целом создана и включает в себя региональных операторов по обращению с ТКО, производственно-заготовительные предприятия (ПЗП), предприятия-переработчики макулатуры.

Для наращивания объемов и повышения эффективности сбора отходов бумаги и картона необходимо совершенствование сложившейся инфраструктуры по следующим направлениям:

  • выделение отдельных контейнеров для сбора отходов бумаги и картона;
  • организация сортировок отходов бумаги и картона на ПЗП;
  • организация производства твердого вторичного топлива (RDF – Refuse Derived Fuel) из бумажных и древесных отходов на мощностях ПЗП или предприятий ЦБП.

Роль региональных операторов в совершенствовании инфраструктуры минимальна. От них безусловно потребуется организация доставки отходов бумаги и картона на ПЗП.

Закупка и установка дополнительных контейнеров может быть выполнена как региональными операторами, так и силами ПЗП. Даже в случае, если рост сбора макулатуры не состоится, контейнеры для сбора макулатуры могут быть использованы для накопления иных видов перерабатываемых отходов.

Сортировка отходов бумаги и картона организуется на действующих ПЗП, выделение отдельных производственных площадок под организацию сортировки не требуется.

Аналогично не требуется выделения отдельных площадок под производство RDF‑топлива из отходов бумаги и картона – это производство также организуется на площадках ПЗП.

 

Начальным элементом инфраструктуры заготовки отходов, с которым сталкивается каждый житель страны, является контейнер для раздельного сбора отходов. Для того, чтобы обеспечить сбор пригодной для переработки макулатуры из сегмента домашних хозяйств, требуется 1 млн контейнеров.

Динамика конъюнктуры макулатурного рынка привела к повышению цены макулатуры наиболее востребованной марки МС-5Б до 25-28 тыс. руб./т без НДС.

Несортированная макулатура – иначе, марка МС-13 подорожала до 10 тыс. руб./т, то есть 1 т несортированной макулатуры стоит столько же, сколько один контейнер для сбора макулатуры.

Наполняемость контейнера оценивается на уровне 2 т в год. То есть, выручка от реализации макулатуры, накапливаемой в одном контейнере, при текущем уровне цен составит 20 тыс. руб. в год.

Таким образом, контейнер окупится в первые полгода, затем собственник контейнера – региональный оператор или ПЗП – уже будет получать прибыль.

Если объем закупок контейнеров региональными операторами ограничен действующими нормативами, то установку контейнеров для сбора макулатуры могут осуществить ПЗП, действующие в каждом крупном городе, располагающие необходимыми мощностями для хранения и первичной обработки макулатуры.

Установка контейнеров обеспечит ПЗП существенный рост входящего потока сырья, увеличение объемов сортировки макулатуры, рост реализации сортированной макулатуры и, соответственно, повышение выручки.

 

Макулатура из жилого сектора, даже при условии раздельного накопления, поступает на ПЗП в смешанном виде и требует сортировки. Нормативными документами макулатура разделяется по составу и применению на 13 марок.

Кроме того, в составе поступающих отходов бумаги и картона могут присутствовать и не поддающиеся рециклингу фракции, которые, тем не менее, могут быть использованы для производства RDF-топлива.

Установка сортировочных станций конвейерного типа с постами сортировки обеспечит значительное повышение эффективности обработки макулатуры на ПЗП.

Действующие ПЗП располагают достаточными площадями для организации сортировки на своих мощностях, без расширения земельных участков и существенных вложений, за исключением приобретения оборудования для сортировки.

 

Определенная часть объемов бумаги и картона непригодна для использования в качестве сырья для бумагоделания в силу загрязненности или отсутствия технологий рециклинга.

Утилизация таких отходов возможна путем изготовления из них RDF-топлива, которое может использоваться для выработки пара на бумагоделательных предприятиях.

Таким образом полностью замыкается цикл использования продуктов в ЦБП, с минимальным объемом отходов, отправляемых на захоронение, и повышается уровень цикличности отрасли.

 

Для энергетической утилизации также пригодна существенная часть отходов производства первичного волокна. Сюда относятся кородревесные отходы, отходы с отвалов коры, иловые осадки очистных сооружений.

Изготовление RDF-топлива из перечисленных отходов также будет способствовать росту уровня цикличности в ЦБП, при этом организация производства RDF-топлива не требует существенных инвестиций, выделения дополнительных земельных участков, налаживания логистики и т.д.

 

Реализация программы повышения уровня цикличности в ЦБП обеспечит максимальное вовлечение в хозяйственный оборот отходов производства и потребления бумажно-картонной продукции.

За счет охвата сбором максимального объема образующихся отходов бумаги и картона, наращивания извлечения перерабатываемых фракций, вовлечения в энергетическую утилизацию неперерабатываемых отходов ЦБП уровень цикличности в ЦБП приблизится к 100 %.

Захоронение отходов производства бумаги и картона, а также производственных отходов ЦБП будет сведено почти к нулю. Оцениваемый экономический эффект реализации программы в текущих рыночных условиях оценивается на уровне 28,5 млрд руб. в год.

 

В первую очередь программа нацелена на создание инфраструктуры, которая обеспечит максимальное вовлечение в хозяйственный оборот всего объема отходов производства и потребления бумаги и картона, включая отходы производства целлюлозно-бумажных предприятий.

Реализация программы обеспечит достижение целей по переходу к экономике замкнутого цикла в ЦБП в соответствии с поручениями президента Российской Федерации.

Большинство элементов программы могут быть реализованы коммерческими структурами с применением рыночных механизмов, с минимальным участием государственных органов и подконтрольных им организаций.

 

Российская компания «Балткотломаш» разработала и сертифицировала технологию, осуществляет выпуск оборудования для получения тепловой энергии, пара и электрической энергии с применением RDF-топлива из бумажно-картонных и древесных отходов.

Эффективность работы оборудования находится на уровне мировых стандартов, оборудование оказывает минимальное давление на окружающую среду: содержание вредных веществ в отходящих газах не превышает 15 % от допустимого стандартами ЕС уровня.

 

Реализация программы позволит существенно улучшить экологическую обстановку на предприятиях ЦБП и на окружающих территориях за счет утилизации не только вновь образующихся, но и накопленных отходов, включая отвалы коры и иловые осадки.

 

Таким образом, развитие инфраструктуры сбора макулатуры потребует весьма ограниченного участия со стороны государства (правительства и ППК РЭО) и участников регулируемых отраслей (региональные операторы).

В случае если контейнеры для сбора отходов бумаги и картона будут устанавливаться региональными операторами, затраты на приобретение контейнеров окупятся в течение первого года эксплуатации за счет реализации отходов бумаги и картона на ПЗП.

Если нормативов на обновление контейнерного парка региональных операторов окажется недостаточно для установки необходимого количества контейнеров, то недостающие контейнеры могут установить ПЗП за свой счет или за счет привлеченного финансирования.

В этом случае роль региональных операторов сведется к транспортировке отходов на ПЗП.

В обоих случаях роста тарифов на вывоз ТКО для финансирования установки контейнеров не потребуется.

ПЗП обеспечат себе гарантированный входящий поток сырья для дальнейшей сортировки и реализации. Имея гарантированные объемы сырья для переработки, ПЗП смогут привлечь банковское финансирование для приобретения дополнительного оборудования.

Дополнительные гарантии по кредитам ПЗП и региональных операторов обеспечат предприятия-утилизаторы, заинтересованные в наращивании поступления макулатуры на переработку.

Сортировочное оборудование позволит разделить входящий поток макулатуры на марки, пригодные для реализации утилизаторам.

Сортированная макулатура пользуется высоким спросом со стороны утилизаторов, проблем с реализацией сортированной макулатуры не возникнет, особенно с учетом наличия свободных мощностей по переработке макулатуры в объеме более 1 млн т в год.

Непригодные для переработки отходы бумаги и картона могут служить сырьем для производства RDF-топлива, которое, в свою очередь, может использоваться в технологическом цикле бумажных производств.

Трудноперерабатываемая комбинированная бумажная упаковка направляется на линии сухого разволокнения. Полученное бумажное волокно также найдет сбыт у производителей бумаги, картона, строительных материалов на бумажной основе.

Таким образом, первоначальные субсидии на закупку контейнеров для раздельного сбора макулатуры запустят мультипликативный эффект, который, в свою очередь, обеспечит существенный рост объема производства, выручки, занятости и, соответственно, налоговых поступлений.

 

Таким образом, в выигрыше оказываются все участники системы обращения с отходами. Субъекты, осуществляющие сбор и первичную обработку отходов – региональные операторы, ПЗП – получают гарантированный рост объемов сырья, сбыт продукции и, соответственно, рост выручки.

Предприятия-утилизаторы получают увеличение предложения макулатуры. В свою очередь, рост предложения макулатуры обеспечит снижение стоимости макулатуры, то есть. производственных затрат. Тем самым улучшатся финансовые показатели деятельности утилизаторов.

Применение RDF-топлива из древесных и бумажных отходов позволит заместить иные виды топлива в технологическом цикле, получив дополнительные средства за термическую утилизацию, а также экономию на вывозе отходов, плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Интерес финансовых институтов будет состоять в расширении кредитного портфеля с гарантированным возвратом кредитов.

Государство получает рост налоговых поступлений из отрасли обращения с отходами и целлюлозно-бумажной отрасли, экономию на создании и рекультивации полигонов ТКО, а также уменьшение мер поддержки региональных операторов, рост занятости, снижение объемов образования ТКО и социальной напряженности в связи с проблемами ТКО.

 

Отходы бумаги и картона составляют порядка 20 % совокупного объема твердых коммунальных отходов.

Соответственно, выделение отходов бумаги и картона из общего объема сократит объем вывоза отходов на полигоны, позволит снизить расходы на создание и рекультивацию полигонов, что будет способствовать исполнению федерального проекта Комплексная система обращения с ТКО и достижению целей, определенных Указом Президента РФ № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях Российской Федерации до 2030 года».

Рост предложения макулатуры на переработку обеспечит сокращение потребления первичного волокна, снизит потребность в вырубке древесины, будет способствовать лесовосстановлению и в целом приблизит российскую целлюлозно-бумажную промышленность к 100 % уровню цикличности.

 

Увеличение объемов производства, реализации продукции обеспечит повышение налоговых поступлений от предприятий целлюлозно-бумажной промышленности и отрасли обращения с отходами на 18 млрд руб. в год.

Экономия от снижения затрат на создание и рекультивацию мусорных полигонов, а также поддержку региональных операторов по обращению с ТКО оценивается на уровне 10 млрд руб. в год.

 

К числу положительных социальных эффектов следует отнести создание порядка 10 тыс. рабочих мест в отрасли обращения с отходами, а также снижение затрат населения на оплату вывоза ТКО.

Денис Кондратьев, специально для gofro.expert