Макулатура 2.0. Стратегия профицита - Лига переработчиков макулатуры

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ"

позвонить нам: (495) 137-73-55 схема проезда карта сайта
Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе.
Цицерон Марк Тулий

Макулатура 2.0. Стратегия профицита

Третья сессия вебинара «Девятый вал» мировой экономики: выработка антикризисных стратегий для предприятий ЦБП», проведенная PAP-FOR в партнерстве с СРО Ассоциацией «Лига переработчиков макулатуры» и ООО «Центр системных решений».

 

Производство упаковки из гофрированного картона носит выраженно циклический характер. Доля вторичного сырья – макулатурных тарных картонов – в производстве гофрокартона в 2019 г. достигла 73 %.

Собирается и поступает в переработку 88 % образующихся отходов упаковки из гофрокартона.

Уровень сбора уже приблизился к предельным показателям: не поступают в переработку только те объемы, заготовка которых нецелесообразна по коммерческим соображениям, или не поддающиеся переработке по техническим причинам (загрязненные органическими отходами, нефтепродуктами и др.).

 

Фактически отраслевой комплекс, включающий заготовку, переработку макулатуры и производство упаковки, сам себя обеспечивает сырьем. Иные факторы – такие как экспорт макулатуры, импорт тарных картонов, поступление макулатуры как упаковки в составе импортных товаров – не оказывают решающего влияния на отрасль.

Можно сказать, что в отрасли заготовки и переработки макулатуры принципы экономики замкнутого цикла (циркулярной, циклической экономики) уже воплощены в жизнь.

 

Складывающаяся на рынке Москвы ситуация напоминает послекризисное время 2008 г. Тогда сбор макулатуры в Москве упал примерно на 30 %.

В то же самое время схожее сокращение объемов деятельности отмечали инфраструктурные компании. На величину, близкую к 30 %, сократился объем поступающих канализационных стоков. Пассажиропоток Московского метрополитена также уменьшился на похожую величину.

Снижение нагрузки на инфраструктуру позволило заключить, что в городе временно снизилась численность населения – за счет целого ряда категорий: маятниковой миграции, вахтовых рабочих, иногородних и т. д. То есть, снижение сбора макулатуры в Москве было связано с уменьшением числа активных потребителей.

Введение ограничительных мер в связи с распространением коронавируса имело схожее влияние на численность населения Москвы. Режим самоизоляции ограничил маятниковую миграцию, привел к сокращению числа временных рабочих и иногородних студентов; до минимума уменьшилось число туристов. Жители города массово выехали на дачи.

Соответственно, сокращение образования макулатуры носит исключительно локальный характер и связано с уменьшением числа потребителей в Москве.

 

Потребители переместились за границы Москвы и «увезли» с собой объемы потребления и образования макулатуры.

Однако у заготовителей сработала инерция мышления – и видение ситуации на крупнейшем региональном рынке, рынке Москвы, они распространили на всю страну. Стремясь обеспечить объемы закупок на сокращающемся московском сегменте, заготовители начали предлагать образователям отходов более высокую цену.

Основные источники макулатуры – розничные сети – отмечая рост цен в Москве, начали поднимать цены реализации макулатуры и в регионах.

Таким образом, нервозное поведение заготовителей, не основанное на всестороннем анализе ситуации, привело к быстрому росту цен на макулатуру. При этом основной бенефициар удорожания макулатуры – розница.

 

Как показывают данные Сбербанка, кризис, вызванный пандемией коронавируса, ожидаемо привел к сокращению потребительских расходов. Однако одновременно с падением общей суммы расходов банк отмечает существенное изменение структуры потребительских расходов.

Так, более чем вдвое упали расходы на услуги. Совокупные затраты на товары также понизились, однако закупки товаров повседневного спроса растут.

Это означает, что в целом по стране образование макулатуры в розничной торговле, по крайней мере, не снижается. Образование макулатуры за пределами Москвы осталось незамеченным московскими заготовителями только из-за узости их взгляда.

 

В чем-то схожая ситуация отмечалась и на рынке Евросоюза: после падения цен макулатуры OCC до 28 евро/т к концу марта за четыре недели апреля цена выросла до 52 евро/т.

Общее сокращение деловой активности, вызванное ограничительными мерами, обусловило некоторое уменьшение образования макулатуры в ЕС.

При этом ЕС до последнего времени оставался нетто-экспортером макулатуры: падение цен было связано именно с избытком предложения макулатуры и невозможностью реализовать его на внешнем рынке – основной рынок сбыта макулатуры из ЕС, Китай, существенно ограничил импорт макулатуры.

В связи с этим рост цен в большей степени свидетельствует о восстановлении баланса на внутреннем рынке ЕС.

При этом дорожает не только макулатура, но и тест-лайнеры, хотя и медленнее. Кросс-индекс снизился с 15 до 8, но все равно остается выше, чем в течение большей части 2019 г.

Российский рынок намного менее устойчив. Предпосылки для роста цен тест-лайнеров в настоящее время отсутствуют, а соотношение цен макулатура – тест-лайнер уже длительное время держится ниже 3 – критического уровня для отрасли.

Даже при сохранении текущих уровней цен тест-лайнеров кросс-индекс понизится до 2,5 и ниже, что означает резкий рост вероятности банкротства для значительной части производителей.

 

Ритейл смог обеспечить себе исключительно высокую доходность реализации макулатуры за счет продаж макулатуры на тендерах.

Участники тендеров, стремясь обеспечить себе возможность работы с крупным поставщиком и облегчить жизнь закупками крупных партий, предлагают всё более высокие цены, в итоге отдавая деньги организатору тендера.

Единственный выигрышный для отрасли вариант – все участники тендера удерживают единый уровень цен, но при множестве участников такой вариант крайне маловероятен.

Реализован он может быть в случае, когда на тендере действует единственный участник – а именно, единый заготовитель.

 

Основным бенефициаром макулатурного рынка сегодня являются крупнейшие образователи отходов – розничные сети. При этом реализация розницей отходов упаковки как макулатуры содержит в себе значительные риски юридического плана.

Действующие заготовители не обладают необходимой для эффективного противодействия рознице рыночной силой. Средством эффективной защиты интересов заготовителей и переработчиков макулатуры является формирование закупочного союза с участием крупнейших переработчиков макулатуры.

Единый заготовитель сразу получает пул клиентов, потребляющих различные виды сырья. Тем самым он диверсифицирует свою деятельность, имея сразу несколько источников дохода. Компании-участники закупочного союза, в свою очередь, получают контроль над формированием справедливой цены на сырье.

 

Единый заготовитель имеет гораздо более широкие возможности по охвату максимального числа локальных заготовителей, а также привлечению к заготовке вторичных ресурсов максимального числа участников, включая региональных операторов, мобильные платформы, мелких отходообразователей.

В силу размера бизнеса он становится более привлекательным заемщиком и объектом инвестиций.

За счет масштаба единый заготовитель способен выстроить гораздо более эффективные бизнес-процессы. Тем самым обеспечивается глубокая интеграция и консолидация отрасли заготовки и переработки макулатуры, решается проблема дефицита сырья.

Благодаря сотрудничеству с Индексом ЦСР единый заготовитель становится также информационным и экспертным центром сегмента заготовки.

 

Наиболее существенным преимуществом системы, включающей закупочный союз, является справедливое распределение доходов от реализации макулатуры и продуктов ее переработки.

Если ранее основную выгоду от реализации макулатуры получали отходообразователи – в частности, ритейл, – то система единого заготовителя оставляет основную часть денежных средств в распоряжении участников отрасли.

 

В новой системе существенно повышается роль информационного агента – Индекса ЦСР. Единый заготовитель формирует базовую цену закупок макулатуры у отходообразователей и иных поставщиков на основе Индекса.

 

Деятельность Единого ПЗП не является картельным сговором и никак не может нарушить конкуренцию на рынке.

Единое ПЗП не может быть монополистом на рынке заготовки макулатуры, поскольку поставщиками макулатуры являются также организации розничной торговли, прочие ПЗП (более 1000 участков заготовки по всей стране), региональные операторы и пр.

Создание Единого ПЗП не противоречит антимонопольному законодательству.

 

В Германии существует аналогичная компаний по закупке макулатуры, созданная крупными игроками немецкого рынка. Существование такой компании не противоречит немецкому антимонопольному законодательству и никак не вредит конкурентной среде на рынке.

 Скачать презентацию полностью.

Доступна запись вебинара.

Первая сессия вебинара «Рынок макулатуры в России».

Вторая сессия «Будущее рынка тарного картона и гофроупаковки».

Следующая сессия с участием представителя компании Fisher International (международный лидер консалтинга в отрасли ЦБП) состоится 6 мая в 15.30.

Источник: gofro.expert