Раздельный сбор не должен уйти на карантин - Лига переработчиков макулатуры

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ"

позвонить нам: (495) 137-73-55 схема проезда карта сайта
Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе.
Цицерон Марк Тулий

Раздельный сбор не должен уйти на карантин

Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры», которая объединяет около 75 % участников отрасли сбора и переработки макулатуры в России, подготовила и направила заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, Виктории Абрамченко, письмо с просьбой не допустить введения ограничений в отношении раздельного сбора отходов в связи с соответствующей рекомендацией Роспотребнадзора.

В письме отмечается, что внедрение рекомендации повлечет за собой остановку предприятий ЦБП и дефицит выпускаемой ими продукции. Так как именно макулатура является основным источником сырья при производстве многих видов изделий: от туалетной бумаги до изделий медицинского назначения и упаковки.

В письме также говорится о ряде заключений санитарно-эпидемиологических служб в мире, в том числе Европейского центра профилактики и контроля заболеваний (ECDC) (перевод ниже), по данным которого в настоящее время нет никаких доказательств того, что стандартные процедуры обращения с отходами опасны с точки зрения риска заражения COVID-19 или что бытовые отходы играют роль в его передаче, как и других респираторных заболеваний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перевод оригинального документа Европейской комиссии "Waste management in the context of the coronavirus crisis"

https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/waste_management_guidance_dg-env.pdf

Европейская комиссия

Обращение с отходами в контексте кризиса из-за пандемии коронавируса

14 апреля 2020 г.

В условиях этого беспрецедентного кризиса мы работаем с государствами-членами и операторами по обращению с отходов на территории всего Европейского союза для решения проблемы обеспечения высокого уровня защиты здоровья граждан и окружающей среды. Надлежащее управление отходами является одной из жизненно необходимых услуг, которые лежат в основе обеспечения благополучия наших граждан, предоставляемые многочисленными компаниями, занимающимися обращением с отходами и поддерживающих деятельность экономики замкнутого цикла.

Комиссар по вопросам окружающей среды Виргиний Синкявичюс

Кризис из-за пандемии коронавируса поставил под угрозу устойчивость нашего общества. Эта чрезвычайная ситуация в области здравоохранения оказывает беспрецедентное давление на многие виды экономической деятельности, включая те, которые необходимы для нашего благополучия. Защита жизни и экономического благополучия лежит в основе всех действий и решений по преодолению кризиса как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях.

Надлежащее управление отходами является одной из жизненно необходимых услуг для нашего общества. Каждый человек в среднем производит в ЕС почти полтонны бытовых отходов в год, что означает, что каждую неделю образуется более 20 кг муниципальных отходов на одно в домохозяйство. Общий объем образование отходов в ЕС составляет 5 тонн на душу населения в год. Предотвращение трудностей в управлении отходами, включая раздельный сбор и переработку отходов, имеет решающее значение для здоровья и безопасности наших граждан, для окружающей среды и для экономики.

Государства-члены и операторы по обращению с отходами по всему ЕС прилагают постоянные усилия для обеспечения непрерывности деятельности по обращению с отходами, включая раздельный сбор и переработку (рециклинг), которые имеют критическое значение для экономики замкнутого цикла. Эти усилия часто включают в себя предотвращение или снижение количества сбоев, возникающих в связи с нехваткой персонала, обеспечение дополнительных мер безопасности на рабочих местах, обеспечение безопасного обращения с бытовыми отходами, производимыми гражданами, заболевшими коронавирусом, работу с увеличившимся количеством медицинских отходов, а также обеспечение безопасности бесперебойного перемещения отходов от этапа сбора до переработки (рециклинга) или других видов обработки.

В законодательстве ЕС об отходах признается, что защита здоровья человека имеет ключевое значение в контексте обращения с отходами и что существует определенная гибкость при реагировании на выявленные риски для здоровья человека.

Хотя государства-члены самостоятельно несут ответственность по практической реализации  законодательства ЕС в области обращения с отходами путем принятия наиболее подходящих мер для достижения его целей, существует очевидная дополнительная ценность в совместной работе в рамках ЕС для решения задач, с которыми сталкиваются национальные, региональные и муниципальные органы власти и операторы по обращению с отходами.

В этом документе содержится руководство по обеспечению высокого уровня защиты здоровья граждан и окружающей среды, а также предотвращения и сокращения перебоев в предоставлении надлежащих услуг в сфере обращения с отходами. Руководство основано на консультациях с экспертами государств-членов и основных заинтересованных сторон в области обращения с отходами, а также рекомендациях Европейского центра по профилактике и контролю заболеваний (ECDC), и будет обновляться по мере необходимости. Службы Европейской комиссии выпустили отдельные рекомендации по поставкам отходов в контексте пандемии коронавируса[1].

1. Управление коммунальными отходами

По данным Европейского центра профилактики и контроля заболеваний (ECDC), в настоящее время нет никаких доказательств того, что стандартные процедуры обращения с отходами небезопасны или недостаточны с точки зрения предотвращения риска заражения COVID-19 или что бытовые отходы играют роль в передаче SARS-CoV-2 или других респираторных вирусов. Что касается защиты от воздействия коронавируса на рабочем месте, Европейское агентство по безопасности и гигиене труда выпустило руководство по этому вопросу (см. Раздел 3).

Ввиду важности надлежащего управления отходами для здоровья человека и окружающей среды, а также с учетом оценок рисков, проведенных группами ученых, и применимых мер по управлению рисками, общая непрерывность надлежащих услуг по управлению коммунальными отходами, включая раздельный сбор и переработку (рециклинг), должны быть защищены в соответствии с законодательством ЕС. Предотвращение сбоев при осуществлении раздельного сбора отходов важно для предотвращения перегруженности инфраструктуры по сбору и обработки остаточных отходов, создавая дополнительные риски для здоровья, а также для соблюдения распределения усилий при сборе отходов, чтобы налогоплательщики не несли несоразмерную долю расходов на управление отходами и могли сохранить свои привычки по заботе об окружающей среде. Раздельный сбор также критически важен для сохранения траектории движения к более цикличной экономике, а также сохранения рабочих мест и предприятий, которые зависят от поставок вторичного сырья.

В соответствии со статьей 13 Директивы 2008/98/EC об отходах[2] практики сбора отходов могут быть адаптирована в контексте кризиса из-за пандемии коронавируса с целью защиты здоровья населения. Любые такие изменения должны соответствовать законодательству ЕС об отходах, быть необходимыми и соразмерными цели по защите здоровья людей, в частности, ограничивая их районами и периодами времени, строго необходимыми для реагирования на риски, выявленные на основании последних научных рекомендаций, а также быть направлены на поддержание общих целей по раздельному сбору и переработке (рециклингу) в соответствии с иерархией отходов.

Европейский центр профилактики и контроля заболеваний признает необходимость принятия конкретных мер в отношении профилактики и контроля инфекции для подозреваемых или подтвержденных случаев коронавируса при самоизоляции в домашних условиях[3], в частности у пациентов в их комнате должен быть мешок для мусора для использованных платков, салфеток, использованных масок для лица и других отходов, которые следует выбрасывать в контейнер для остаточных (смешанных) отходов.

Руководство также содержит специальный раздел по управлению коммунальными отходами в таких случаях:

• Индивидуальный мешок для мусора следует размещать в комнате пациента.

• Бумажные салфетки и маски для лица, используемые пациентом, должны быть немедленно помещены в мешок для мусора, который был помещен в комнату пациента.

• Перчатки и маски для лица, используемые ухаживающим за больным и уборщиком, должны быть немедленно помещены во второй мешок для мусора, который располагают рядом с дверью в комнату пациента, когда соответствующий персонал покидает помещение.

• Мешки для мусора должны завязываться до того, как они будут удалены из комнаты пациента, и меняться часто; мусор из этих мешков не следует перекладывать в другой мешок.

• Мешки для мусора могут быть собраны вместе и помещены в общий чистый мешок; завязанные мешки для мусора пациента могут быть помещены непосредственно в несортированные отходы. Никакой специальной деятельности по сбору или другого способа удаления не требуется.

• После обращения с мешками для мусора следует соблюдать строгую гигиену рук: мыть руки с мылом или использовать дезинфицирующие средства для рук на основе спирта.

Источник: Технический отчет Европейского центра профилактики и контроля заболеваний «Профилактика и контроль инфекций при управлении домохозяйствами с людьми, у которых подозревается или подтверждена коронавирусная болезнь (COVID-19), 30 марта 2020 г.

В случае, если нехватка персонала приводит к сокращению возможностей оказания услуг по обращению с отходами, государства-члены должны обеспечить непрерывность и достаточную частоту сбора остаточных (смешанных) и органических отходов, чтобы предотвратить любые риски для безопасности и здоровья населения. Основываясь на оценке таких рисков, частота сбора сухих вторичных материальных ресурсов может быть временно скорректирована, но не остановлена.

Определенные виды отходы, пункты сбора которых были временно закрыты, в частности отработанного электрического и электронного оборудования, батарей или крупногабаритных отходов, могут быть доставлены в эти пункты после их повторного открытия.

В контексте кризиса из-за пандемии коронавируса становится ещё более важным, чтобы граждане качественно разделяли свои отходы и обеспечивали поток чистых вторичных материальных ресурсов на объекты переработки. Граждане должны быть проинформированы о любых временных изменениях в практике накопления отходов, которые влияют на то, как они выбрасывают отходы для их дальнейшего сбора и обработки. При необходимости гражданам следует напоминать о требовании не выбрасывать отходы электроники, аккумуляторы или бытовую химию в остаточные (смешанные) отходы.

Государствам-членам ЕС следует обеспечить надлежащее планирование площадей для временного хранения отходов, предназначенных для обработки, на случай возможных сбоев в процессах сортировки и других операций.

2. Управление отходами учреждений здравоохранения

Отходы учреждений здравоохранения, лабораторий и связанных видов деятельности, которые сопровождаются взаимодействием с пациентами с коронавирусом, должны обрабатываться в соответствии с законодательством ЕС об отходах (в частности с Директивой 2008/98/EC об отходах и статьями 17, 23, 24 и 25 об опасных отходах и разрешительных требованиях) и национальными положениями, применимыми к этой категории инфекционных отходов, принимая во внимание самое актуальное руководство, представленное Европейским центром профилактики и контроля заболеваний[4] и национальными органами здравоохранения.

Кроме того, специальное руководство Европейского центра профилактики и контроля заболеваний[5] применяется к отходам клининга в медицинских учреждениях и учреждениях, не связанных с медицинским обслуживанием, которые потенциально могут быть загрязнены коронавирусом, при этом отходы клининга медицинских учреждений должны рассматриваться как инфекционные клинические отходы категории B (UN3291), а отходы из учреждений, не связанных с медицинским обслуживанием, должны удаляться в отдельном мешке, а отходы от учреждения общего профиля должны быть удалены в составе остаточных (несортированных) отходов.

Государствам-членам следует обеспечить надлежащее планирование возможностей для обработки и, при необходимости, хранения медицинских отходов. В случае перебоев с обработкой из-за отсутствия мощностей по захоронению или сжиганию медицинских отходов, крайне важно, чтобы отходы временно надежно хранились до тех пор, пока проблема с мощностями не будет решена. При хранении следует рассматривать использование герметичных контейнеров на охраняемых территориях, доступ к которым разрешен только уполномоченному персоналу. Внутренние и внешние поверхности контейнеров должны быть обработаны подходящим дезинфицирующим средством. Контейнеры должны храниться локально. Могут потребоваться дополнительные мощности для обработки медицинских отходов с учетом их инфекционных свойств.

Если государства-члены решат в исключительном порядке разрешить альтернативные методы обработки медицинских отходов в соответствии с законодательством ЕС и применимым национальным регулированием, в том числе в условиях чрезвычайного положения, они должны обеспечить, чтобы в тех случаях, когда такие процессы имеют менее благоприятное влияние на окружающую среду, чем обычные практики обращения с такими отходами, их использование должно быть ограничено во времени и необходимо строго в случае выявленной нехватки мощностей по хранению и очистке. В этом случае должны применяться соответствующие меры предосторожности в отношении мер безопасности на рабочих местах.

Европейская комиссия запросит дополнительную информацию от государств-членов и заинтересованных сторон по текущей ситуации и планированию в отношении сбора, хранения, обработки и перевозке медицинских отходов в условиях нынешнего кризиса. Дальнейшие вопросы и информацию можно направить по контактным данным, указанным в разделе 5.

3. Здоровье и безопасность сотрудников операторов по обращению с отходами

Принятие мер по защите здоровья и безопасности работников и обеспечение их уверенности в том, что работодатели надлежащим образом решают проблемы, связанные с кризисом из-за пандемии коронавируса, имеют важное значение для повышения доверия сотрудников и обеспечения непрерывности услуг по обращению с отходами. Европейское агентство по безопасности и гигиене труда представило общие рекомендации по предотвращению распространения коронавируса на рабочих местах[6].

Передовые практики, представленные заинтересованными сторонами в секторе управления отходами, включают:

• Адаптация организационной структуры персонала с целью избегания передачи инфекции между командами, то есть соблюдение дистанции между людьми, сокращение до минимума числа работников, присутствующих на определенной территории;

• Обеспечение доступности и надлежащего использования соответствующих средств индивидуальной защиты (СИЗ), а также подходящих дезинфицирующих средств;

• Обеспечение строгого соблюдения повышенных гигиенических стандартов, включая частую смену и чистку СИЗ и спецодежды; замену перчаток в случае разрыва или любого случая возможного загрязнения; регулярно проводить санитарную обработку помещений, салонов транспортных средств и одежды;

• Обеспечение строгого соблюдения правил надевания и снятия масок и прочих средств индивидуальной защиты, что позволяет избегать таким образом случайного контакта и загрязнения;

• При необходимости поощрение особых условий труда для уязвимых групп населения, таких как пожилые работники и люди с конкретными хроническими заболеваниями.

4. Поддержка из фондов ЕС и государственная помощь

На период 2014-2020 годов государства-члены выделили 4,9 млрд евро для финансирования региональной политики сплочения ЕС в сфере управления отходами. Это финансирование направлено в том числе на поддержку мероприятий по предотвращению образования отходов и повышению осведомленности населения, развитие системы раздельного сбора отходов (включая оборудование и транспортные средства), создание инфраструктуры по обработке, развитие административного потенциала и другие инвестиции, связанные с региональными приоритетами[7]. К концу 2019 года 31% этой суммы еще не был распределен на конкретные проекты. Органы управления в регионах и государствах-членах могут предоставить больше информации о существующих возможностях финансирования. Средства могут быть также предоставлены и под другие приоритетные направления, например, управление рисками стихийных бедствий или здравоохранение.

В ответ на нынешний кризис Европейская комиссия приняла Инвестиционную инициативу по ответу на ситуацию с коронавирусом[8]. В рамках этой инициативы будут мобилизованы фонды региональной политики сплочения ЕС для немедленного предоставления денежных средств бюджетам государств-членов. Кроме того, максимальная гибкость будет использоваться для того, чтобы расходы, связанные с кризисом из-за пандемии коронавируса, в том числе расходы на здравоохранение, соответствовали критериям политики сплочения ЕС. Это также означает обеспечение большей гибкости для стран в перераспределении финансовых ресурсов, гарантируя, что деньги расходуются в тех направлениях, где это наиболее необходимо. Это может предоставить государствам-членам возможность решать конкретные проблемы, связанные с надлежащим обращением с отходами в контексте кризиса из-за пандемии коронавируса, такие как обеспечение большей автоматизации обработки отходов, улучшение мер по охране здоровья и безопасности на рабочих местах, управление медицинскими отходами и т. д.

Европейская комиссия также предложила включить кризисные ситуации в здравоохранении в список чрезвычайных ситуаций, поддержка которых возможна за счет Фонда солидарности ЕС. Цель новых мер - обеспечить доступ к дополнительной поддержке в размере до 800 миллионов евро наиболее пострадавших регионов.

Кроме того, в соответствии с правилами ЕС о государственной помощи, государства-члены могут оказывать поддержку в форме прямых грантов или налоговых льгот (государственное финансирование) предприятиям во всех отраслях, включая отрасль обращения с отходами, которая сталкивается с острым недостатком или недоступностью ликвидности. Для преодоления нынешнего кризиса 19 марта 2020 года Комиссия приняла новую временную структуру государственной помощи, в соответствии с которой государства-члены могут предоставлять различные формы помощи, включая субсидии на сумму до 800 тыс. евро, государственные гарантии по займам или меры по предоставлению займов с субсидированием процентных ставок. Государства-члены могут использовать все эти возможности для обеспечения доступа к необходимому финансированию субъектов экономической деятельности, участвующих в обращении с отходами, чтобы справиться с кризисом из-за пандемии коронавируса.

5. Обмен информацией и повышение осведомленности

Европейская комиссия будет постоянно следить за ситуацией совместно с государствами-членами и операторами по обращению с отходами и предлагает им сообщать о предпринимаемых в ответ на кризис из-за пандемии коронавируса мерах в области обращения с отходами на адрес электронной почты ENV-WASTE-COVID-19@ec.europa.eu.

Комиссия просит обратить внимание на обзор текущих практик в ЕС, опубликованный и обновляемый Ассоциацией городов и регионов по устойчивому управлению ресурсами[9], и призывает заинтересованные стороны также внести свой вклад в его составление и обновление.



[1] https://ec.europa.eu/environment/waste/shipments/pdf/waste_shipment_and_COVID19.pdf

[2] OJ L 312, 22.11.2008, с. 3

[3] Технический отчет Европейского центра профилактики и контроля заболеваний «Профилактика и контроль инфекций при управлении домохозяйствами с людьми, у которых подозревается или подтверждена коронавирусная болезнь (COVID-19), 30 марта 2020 г.

https://www.ecdc.europa.eu/en/publications-data/infection-prevention-control-household-management-covid-19

[4] https://www.ecdc.europa.eu/en/publications-data/infection-prevention-and-control-and-preparedness-covid-19-healthcare-settings

[5] https://www.ecdc.europa.eu/en/publications-data/disinfection-environments-covid-19

[6] https://osha.europa.eu/en/highlights/covid-19-guidance-workplace

[7] https://cohesiondata.ec.europa.eu/stories/s/xqec-t5kv

[8] https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/newsroom/crii/fs_crii_0204_en.pdf

[9] https://www.acrplus.org/en/municipal-waste-management-covid-19