Реформе ответственности бизнеса за отходы обещана быстрая реализация - Лига переработчиков макулатуры

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ"

позвонить нам: (495) 137-73-55 схема проезда карта сайта
Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе.
Цицерон Марк Тулий

Реформе ответственности бизнеса за отходы обещана быстрая реализация

На прошлой неделе Виктория Абрамченко подписала план мероприятий правительства по реализации одобренной в конце 2020 г. новой концепции РОП. По ней с 2022 г. для компаний вводится норматив в 100 % по утилизации упаковки, которая составляет до 50 % всего объема ТКО в РФ, а те, кто его не выполнит, обязаны платить в полном объеме экосбор.

«Дорожную карту» к концепции участники рынка и эксперты ждали больше квартала, полагая, что она даст ответы на основные мучающие их вопросы – позволит ли правительство реализовывать РОП компаниям в ассоциациях, смогут ли утилизировать отходы сами импортеры или будут лишь обязаны платить сбор, кто и как сможет распоряжаться экосбором (напомним, на 25 % всего объема сбора претендует «РТ-Инвест» для финансирования мусоросжигающих заводов), будет ли расти норматив на другие товары, кроме упаковки, какой будет дифференциация ставок, будет ли создан реестр утилизаторов и какое место в концепции будет отведено рециклинговым заводам.

На эти вопросы ответов в документе, который был подписан в текущем виде после минимум пяти неудачных проектов, не обнаруживается.

Подписанный документ состоит из двух разделов и 22 пунктов, практически все мероприятия которых должны завершиться уже к третьему кварталу 2021 г. (напомним, в послании Федеральному собранию на прошлой неделе президент Владимир Путин заявил, что механизм РОП «нужно запустить уже в текущем году»). Первый раздел касается нормативно-правового регулирования РОП, а его первый пункт – внесение во втором квартале 2021 г. изменений в базовый закон об отходах в части РОП. В аппарате вице-премьера этот пункт называют ключевым – эти поправки и должны будут ответить на основные вопросы заинтересованных сторон. А уже через квартал должны появиться методика расчета ставки и порядок взимания экосбора, а также ставки по отдельным видам товаров и упаковки. Тогда же планируется обозначить параметры соотнесения товара и упаковки с видами, группами отходов, утилизация которых учитывается в рамках РОП; уточнить требования к отчетности по РОП и декларированию выпуска товаров; определить товары, при закупках которых учитываются экологические параметры и требования, а также разработать постановления правительства, освобождающие граждан от НДФЛ при продаже вторсырья.

Второй раздел плана – организационные мероприятия для совершенствования института РОП (должны быть выполнены также в третьем квартале). Среди них, например, доклад в правительство, где будут определены целевые показатели сбора и утилизации по группам товаров, включающие «количественные значения, прогноз их достижения с учетом направления на обработку 100 % ТКО и сокращения к 2030 г. вдвое объема отходов, направляемых на захоронение, оценку необходимой инфраструктуры по сбору и утилизации отходов, а также механизмы контроля достижения указанных целевых показателей и ответственных лиц».

Предлагается разработка рекомендаций для торговых сетей по постепенному вводу в оборот упаковки из материалов, пригодных к утилизации, в доле к неперерабатываемой и трудноперерабатываемой упаковке либо материалов, содержащих вторсырье; гармонизация стандартов требований по указанию детальной информации об упаковке товара при его ввозе на территорию РФ; появление в ОКВЭД видов деятельности, касающихся сбора, обработки и утилизации отходов, детализация сведений о произведенной продукции с использованием вторсырья. Кроме того, будет разработана имнформсистема, призванная отслеживать движение товаров и упаковки от выпуска до утилизации.

Опрошенные эксперты и участники рынка называют документ «стратегическим и рамочным», а его мероприятия «точечными и методически-организационными». Так, руководитель лаборатории по исследованию финансовых, управленческих и технологических основ экономики замкнутого цикла РАНХиГС Содном Будатаров и замдиректора группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков приветствуют освобождение от НДФЛ граждан, реализующих вторсырье, и решения по ограничению производства неперерабатываемой и трудноперерабатываемой упаковки, стремление урегулировать оборот товаров из вторсырья. Но господин Будатаров отмечает, что эти меры не носят системного характера. «Задача РОП – запустить всю «производственную» цепочку по схеме «рециклинговый завод–заготовители–перевозчики–население–товары из вторичного сырья». По каждому из этих элементов должен быть принят комплекс мер», – говорит он.

Господин же Горчаков отмечает важность пункта о рекомендациях по упаковке для торговых сетей, в «рамках которого как раз и надо разрабатывать экономические стимулы», которые сделают неперерабатываемую упаковку менее выгодной. «Без создания экономических стимулов по всей цепочке от производителя до утилизации уплата экологического сбора на первых этапах сведется просто к еще одному сбору для части бизнеса и в итоге будет отражена в стоимости товаров», – убежден он.

Представители бизнеса же высказывают надежду, что еще смогут договориться с правительством по принципиальным для них вопросам о механизмах исполнения РОП, сомневаясь в том, что чиновникам технически удастся уложиться в заявленные сроки в подготовке и принятии закона и подзаконных актов.

«Вроде бы никакой конкретики не предложено, но такой подход оставляет поле для маневра на этапе подготовки поправок в федеральные законы и подзаконные акты, – говорит Любовь Меланевская из «РусПЭК». – Это хорошо, так как утвержденная в декабре концепция некоторыми положениями перечеркнула полугодовой диалог между бизнесом и регулятором, постулируя приоритет фактической утилизации над уплатой экосбора и вводя недостижимые ни в одной стране мира нормативы утилизации для упаковки». Ее поддерживает Сергей Подойников из ЭкоШинСоюза, отмечая возможность прояснить место ассоциаций бизнеса в исполнении РОП. В то же время он отмечает, что «"дорожная карта" ставит достаточно жесткие временные рамки» по внесению проекта поправок в базовый закон в правительство. «Мы еще не видели никаких проектов нормативно-правовых документов, расшифровывающих действия, обозначенные в концепции. Надеемся, что за столь короткий срок удастся разработать документы, содержащие изменения, с учетом всех заинтересованных сторон, в том числе бизнес-сообщества», – говорит он.

В свою очередь, заместитель главы профильного комитета «Деловой России» Наталья Беляева сомневается в том, что подготовить и принять соответствующие документы в указанные сроки технически возможно. «Сроки не учитывают ряд чисто юридико-технических и политических факторов (сроки и порядок принятия НПА, осенние выборы в Госдуму). Время, указанное в «дорожной карте», и время, которое нужно для прохождения постановления правительства (а не распоряжения, как это было на протяжении всей реализации РОП) и закона, не внушают уверенности в том, что документы могут быть реализованы в комплексе, – без правок в закон странно править его подзаконные акты», – отмечает она.

Источник: www.kommersant.ru