Аналитика и исследования рынка - Лига переработчиков макулатуры

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ"

позвонить нам: (495) 137-73-55 схема проезда карта сайта
Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе.
Цицерон Марк Тулий

Аналитика и исследования рынка

СРО Ассоциация "Лига переработчиков макулатуры" ведёт тесное сотрудничество с отраслевым аналитическим агентством "Центр системных решений" (ЦСР) http://centr-sr.com/.

ЦСР специализируется на аналитических исследованиях целлюлозно-бумажной промышленности, а также занимается выпуском ежемесячного ценового индекса на основные виды продукции целлюлозно-бумажной промышленности России.

Основатели: ведущие аналитики и эксперты целлюлозно-бумажной промышленности.
Продукт: ценовой индекс, аналитические отчеты, консалтинг по рынкам целлюлозно-бумажной промышленности, отрасли обращения с отходами.
Клиенты: крупнейшие российские и иностранные компании – производители и потребители бумажной и картонной продукции и упаковки, банки.

Год основания: 2001

Для приобретение готовых аналитических материалов и заказа индивидуальных проектов обращайтесь по тел. +7 (495) 117-52-13, e-mail: office@centr-sr.com.

 

 "Центр системных решений" предлагает ряд аналитических материалов:

Рынок тарного картона и гофропродукции России в 2020 году

Краткое содержание обзора:

    • Основные экономические показатели России (ВВП, индексы производств, розничная торговля); 
    • Производство тарных картонов  (динамика объемов производства, структура рынка России и Европы, экспорт и импорт,  модернизация);
    • Производство гофропродукции в России (динамика объемов производства, оборудование, прогноз динамики производства, основные производители); 
    • Макулатура МС-5Б в России (объем сбора, крупнейшие потребители).

Рынок формованного бумажного волокна

Многим известно, что одним из драйверов роста целлюлозно-бумажной промышленности является конкурентная борьба с пластиковыми заменителями. В этом смысле у картона и бумаги есть один серьезный недостаток: они плоские. Данный недостаток означает ограниченность вариаций конечной продукции. Если посмотреть на большинство видов бумажной или картонной продукции и упаковки, можно заметить, что все они имеют в основе кубическую форму. Пластик же может применять почти любые формы.

Правда, у картона есть и сильная сторона, заключающаяся в его маркетинговой привлекательности. У потребителя прочно сформировался стереотип о том, что пластик является источником загрязнения окружающей среды, а картон – это устойчивый (то есть не наносящий вред окружающей среде) материал. Объективно говоря, большинство видов картонов могут быть повторно использованы в качестве вторичного сырья, биоразлагаемы (даже если не будут переработаны, быстро разложатся), нетоксичны и производятся из возобновляемого сырья.

Однако, существует материал, который совмещает в себе одновременно как полезные свойства пластика, так и самого картона и при этом не имеет их недостатков. Это формованное бумажное волокно (пульперкартон). Многим этот материал знаком по яичной упаковке и подстаканникам, однако, данный материал является полностью универсальным. В силу своих свойств, он может принимать любые формы, что делает количество изделий и упаковки из него почти бесконечным.

В Европе рынок пульперкартона уже устоялся и представлен большим количеством товаров. В ближайшей перспективе рынок продолжит расти, поскольку ЕС взял курс на отказ от одноразового пластика. Различные сегменты упаковки, а также одноразовая посуда гарантированно будут заменены аналогичной продукцией из формованного бумажного волокна.

В России же пока более 90 % рынка изделий и упаковки из пульперкартона занимает яичная упаковка, в то время как в ЕС доля яичной упаковки составляет только 46 %. И дело вовсе не в потреблении яичной упаковки на душу населения, а в том, что в ЕС пульперкартон как материал имеет гораздо больше вариаций применения. В России прочие продукты из пульперкартона присутствуют на рынке в значительно меньшей степени. Несмотря на это, российский рынок изделий и упаковки из пульперкартона продолжает расти и осваивать новые и новые ниши. В ближайшей перспективе можно ожидать интенсивный рост рынка: в 1,5 раза в перспективе ближайших 5 лет.

Рынок санитарно-гигиенических изделий

Потребление бумажных СГИ в России за период 2011–2019 гг. выросло в 1,7 раз. Причиной такого роста являлось увеличение потребления бумажных СГИ на душу населения. При этом данный показатель в натуральном выражении все еще остается достаточно низким относительно стран Восточной и Западной Европы (ниже более чем в 2 раза), а также США (ниже практически в 5 раз).

Увеличение объема потребления бумажных СГИ в России обуславливается возрастающим спросом на продукцию, который в свою очередь связан с усиливающимися процессами урбанизации. Урабанизационные процессы, увеличение доли городского населения способствовали стабильному росту спроса на санитарно-гигиеническую продукцию внутри страны.

Исключением является 2015 г. ввиду ввода санкций в сторону России и невозможности оперативной балансировки спроса и предложения на внутреннем рынке в условиях роста цен при девальвации рубля и сокращения импорта. Ключевыми сегментами в потреблении СГИ в России аналогично производству являются туалетная бумага и бумажные полотенца.

Первая половина 2020 г. характеризовалась аномальным скачком спроса в сегменте товаров для дома (в частности, туалетной бумаги). Сегмент профессиональных решений, наоборот, сократился в силу закрытия множества мест общественного пребывания (офисных зданий, предприятий общественного питания, образовательных учреждений и пр.). Ожидается, что во второй половине года будет наблюдаться возврат рынка к нормальным показателям.

Рынок лигносульфонатов

Российский рынок лигносульфонатов стабильно растет на протяжении последних лет. За период с 2013 по 2019 гг. рост рынка составил 45 %. В среднем 57 % произведенного лигносульфоната экспортировалось. Импортная продукция на российском рынке за аналогичный период не превышала 3 % от объема рынка.

Однако, этот рынок не всеми производителями рассматривается как перспективный и привлекательный. Проблема заключается в том, что производство лигносульфонатов является сопутствующим для всех комбинатов, производящих волокнистое сырье. Иначе говоря, это второстепенный продукт. При этом этот продукт производится из отходов, чтобы сократить плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Конечно, производство лигносульфонатов может сократить такую статью затрат, однако стоимость конечного продукта может не окупить производственных издержек.

Как известно, лигносульфонаты бывают двух видов: жидкие и порошкообразные. Несмотря на то, что оба продукта являются схожими, спрос и рыночная стоимость отличается кардинально. В связи с этим, для производителя лигносульфонатов критически важна ставка на правильный продукт. Наличие оборудования для производства порошкообразных лигносульфонатов (сушки) является безусловным преимуществом для производителя.

Рынок обоев

Последние несколько лет динамика производства обоев в России была разнонаправленной.

В целом, предпосылки событий, сложившихся на рынке, были ожидаемы: сказался и рост стоимости валюты по отношению к рублю, и введение контрсанкций в отношении Украины, и колебания динамики ввода жилых домов.

Несмотря на разнонаправленные тренды, в том числе, стимулирующие производство и потребление обоев в России, итогом последних лет стало снижение рынка обоев.

Обострение субститутной конкуренции (то есть конкуренция с товарами-заменителями) также является важным фактором сокращения рынка. Краска и аналогичные субституты вытесняют обои с рынка.

На фоне общего сокращения рынка доля бумажных обоев снижается еще интенсивнее, уступая виниловым. В 2016 г. доля бумажных обоев снизилась на 66 % по сравнению с 2010 г.

Виниловые обои на флизелиновой и бумажной основе, напротив, демонстрируют уверенный рост за аналогичный период: от 1,5 до 2,5 раз.

При этом рынок обоев в целом сокращается: за период 2014–2019 гг. объем потребления снизился на 66 %.

Рынок пеллет

Производство пеллет в России с 2013 г. выросло более чем в 2,5 раза. Почти весь объем (до 99 %) производимых пеллет отправляется на экспорт. Причиной тому является практически полное отсутствие спроса на топливные гранулы в России. 

По большей части древесные гранулы используются в качестве генератора тепловой энергии на этих же лесопромышленных или деревообрабатывающих заводах.

Российские пеллеты экспортируются в основном в страны Евросоюза. При этом экспорт в европейские государства осуществляют со всей территории России. Спрос на пеллеты в странах ЕС обусловлен требованиями европейского экологического законодательства. Применение биотоплива (пеллет) позволяет предприятиям сокращать платежи, связанные с выбросами парниковых газов.

Все факторы указывают на то, что рост спроса на пеллеты не остановится и в перспективе ближайших лет. В первую очередь динамика рынка объясняется ростом спроса на устойчивые (не наносящие урона окружающей среде) виды топлива. Именно этот драйвер и будет определять дальнейшую динамику рынка.

Рынок кормовых дрожжей

Кормовые дрожжи для целлюлозно-бумажных комбинатов являются сопутствующим продуктом производства волокнистого сырья. В отличии от аналогичных продуктов (таких как лигносульфонаты) данный продукт производится в гораздо меньших масштабах.

Это объясняется весьма небольшим и сравнительно статичным рынком. Спрос и предложение на рынке находятся в балансе и сильно не изменяется с годами.

Сезонность рынка отсутствует, в связи с чем цена практически не меняется в течение года. За период с 2013 по 2019 г. в среднем 17 % производимых в России кормовых дрожжей направлялось на экспорт. При этом доля импортных дрожжей на российском рынке не превышает 1 %.

Основными отраслями потребления кормовых дрожжей являются животноводство, производство молока и мяса КРС, птицы. Кормовые дрожжи используются как биодобавка в кормовые рационы и при производстве комбикормов. Использование кормовых дрожжей весьма эффективно с экономической стороны, поскольку 1 кг кормовых дрожжей по пищевой ценности экономит от 10 до 15 % корма. Добавление кормовых дрожжей в основной корм дойных коров приводит к росту надоя молока от 2–5 л, а также к росту его жирности до 0,5 %.

Для получения полных версий отчетов по рынкам свяжитесь с Центром системных решений