В последние годы Целлюлозно-бумажная промышленность (ЦБП) столкнулась с серьезными вызовами: пандемия, санкции, глобальные экономические и политические сдвиги. Компаниям отрасли пришлось не просто адаптироваться к этим условиям, но и искать новые пути развития. Именно об этом в данном материале расскажет один из лидеров ЦБП России – Сергей Пондарь, Генеральный директор компании АО «Волга». Возможно, читая его интервью, многие из вас вдохновятся искусством «бизнес-серфинга» на волнах перемен и научатся трансформировать кризисы в драйверы роста. Сергей Пондарь делится своими мыслями о том, как изменения 2022 года повлияли на отрасль, какие инвестиционные проекты продвигаются и как важно объединение для достижения успеха. В интервью раскрываются детали стратегических решений, текущие инвестиционные проекты, а также оцениваются перспективы технологического суверенитета в условиях быстро меняющегося мира.
С момента последнего вашего интервью в журнале PPI прошло четыре года. Как Вы оцениваете глобальные изменения, которые произошли за это время, с точки зрения их влияния на страну в целом и целлюлозно-бумажную промышленность (ЦБП) в частности?
Да, действительно, прошло много времени. Необходимо понять и правильно оценить те глобальные изменения, которые произошли за последние четыре года, как с точки зрения влияния на страну, так и с точки зрения влияния на ЦБП. Очень важно определить ключевые факторы этого периода, которые определяют конфигурацию отрасли на сегодняшний момент.
Есть факторы очевидные, такие, как пандемия, санкции, СВО, а есть те, которые видны исключительно изнутри отрасли. Именно поэтому мы будем рады услышать ваше мнение, которое представляет большой интерес, как для профессионалов отрасли, так и для сопутствующего бизнеса.
Безусловно, пандемия изменила формат потребления, став огромным импульсом для развития e-commerce и, как следствие, упаковочных решений, необходимых для нее. В этот же период Китай окончательно сформировался как ключевой драйвер по многим направлениям нашей промышленности, связанных с потреблением упаковки для e-commerce. В первую очередь, это касается гофроупаковки. Мы вовремя заметили этот тренд, практически на стадии его зарождения, впрочем, как и тренд на снижение граммажа, обусловленный тем, что все более востребованной становится GoPro упаковка для быстрых решений, быстрых доставок, быстрых посылок. В связи с этим мы стали внедрять в производство более экономичные решения, необходимые для этих направлений. Таким образом, мы, не ожидая такого всплеска, на самом деле пошли по абсолютно правильному направлению, которое сейчас является даже не трендом, а фактически философией. Она заключается в том, что все больше и больше компаний фокусируется как на переработке, так и на производстве легких видов бумаги, легких видов гофроупаковки, подводя нас к тому, что вполне можно говорить о том, что мы абсолютно правильно выбрали свою стратегию.
Интересно посмотреть вашими глазами на отрасль и увидеть возможно невидимую ранее взаимосвязь пандемии и тренда на легкие виды бумаги, картона, гофрокартона. Как изменили ЦБП события 2022 года?
Продолжая историю о предпосылках того, где мы находимся сегодня, важно отметить и те изменения, которые произошли в 2022 году. Они коснулись трех очень важных направлений отрасли.
Направление номер один – это рынки, которые переформировались. Фактически произошел полный переток экспортно-импортных операций во всех странах, абсолютно без исключения. И это не просто ситуация, когда вследствие санкций рынки Европы стали недоступны для России. Рынок повел себя как сообщающиеся сосуды, и те, кто поставляли раньше в Китай и другие страны, куда мы ушли из Европы, стали поставлять в Европу. Европа без бумаги не осталась. И, таким образом, эта ситуация коснулась всех. Для нас это полное изменение стратегии по географии рынков. Мы, как компания, а вся отрасль, как компонент, если хотите, всей российской промышленности, перестроились в соответствии с данной реальностью.
Второе направление, которое необходимо учитывать сегодня, это поставщики оборудования. Вслед за закрытием рынков Европы основные поставщики оборудования также прекратили свою работу с ЦБП России. Сегодня, наверное, пока сложно оценить этот фактор во всей его полноте. С точки зрения глобальных сдвигов пока прошло недостаточно времени, чтобы мы могли это оценить. Мы, безусловно, справимся, но этот фактор важно принимать и понимать, он требует переосмысления нашей работы с поставщиками оборудования.
И еще одно важное направление, компонент бизнеса, который также сегодня оказывает большое влияние на отрасль – это логистика. Логистика также стала более конкретной (ее приходится выстраивать для каждого проекта, а иногда и единицы оборудования), более сложной и медленной, так как логистические потоки пока только перестраиваются. Здесь, как и в предыдущем случае, прошло слишком мало времени, чтобы та волна, которая была поднята этими процессами, спала.
Как вы оцениваете текущее состояние отрасли по сравнению с прошлыми кризисами?
В настоящий момент, на мой взгляд, наступило некое равнодействие сил, влияющих на отрасль, которое было в 2000-х годах. Мы проходили через определенные политические и рыночные волны, шквалы, тайфуны. И в 90-х годах, через кризисы, и в 2008-м, 2016-м достаточно много было потрясений. Вот и сейчас – время очередной глобальной волны. И мы пытаемся не просто удержаться на ее гребне, но максимально использовать ее возможности, ее вектор, ее силу. Она определяет те условия, в которых мы сегодня претворяем в жизнь наши планы.
Кажется, что мы подошли к самому главному моменту интервью. То, о чем Вы говорите сейчас это фактически превращение ядов в лекарства. Превратить сложнейшую ситуацию в драйвер развития компании – это, безусловно, искусство. Искусство не просто баланса и удержания занятых ранее позиций, но развития и движения вперед. Бизнес-серфинг на волнах рынка – это своего рода экстремальный вид спорта для лидеров отрасли. Расскажите, пожалуйста, какие инвестиционные проекты в вашей компании идут на волне сегодняшнего рынка?
Модернизация, которую мы обсуждали с вами еще в 2020 году, и которая продолжается сегодня, является первым этапом нашей долгосрочной стратегии. Слово "первый" здесь крайне важно, потому что за ним последуют второй, третий и четвертый этапы. Мы уже разрабатываем дальнейшие шаги, и то, о чем мы говорим сегодня, – это только начало. Этот этап включает в себя три инвестиционных проекта: перепрофилирование БДМ №6, внедрение макулатурной линии и запуск турбины. Общий объем инвестиций в эти проекты составляет значительную сумму.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о каждом из проектов.
Я начну, пожалуй, с самого главного. Это восстановление работоспособности БДМ №6. Для ее запуска нам было необходимо получить оборудование и осуществить большой комплекс работ, который необходим для восстановления работоспособности, а также приведения ее к новым стандартам. БДМ №6 остановлена достаточно давно, поэтому для определенных частей машины было необходимо провести ревизию. На данный момент БДМ №6 находится на этапе пусконаладки.
Второй проект - макулатурная линия, которая будет производить сырье для БДМ №6. Мы воспользовались готовой инфраструктурой, что позволило нам существенно сократить затраты. На данный момент линия уже запущена.
Третий проект направлен на увеличение энергопроизводства, а именно на производство электричества. Когда мы обсуждали этот вопрос ранее, в 2020 г., было принято решение о выборе направления инвестиционного проекта. В итоге мы остановились на увеличении мощности за счет строительства конденсационной турбины. Важно подчеркнуть, что это полностью российская продукция: от материалов до автоматизации, электроники и пульта управления — всё изготовлено в компании ПАО «Калужский турбинный завод». Турбина была успешно доставлена, установлена с сопутствующим оборудованием, получено разрешение от контролирующих органов на подключение к общей сети, и на сегодняшний день уже введена в эксплуатацию.
Имеют ли вообще вышеописанные факторы, которые принято считать негативными, какое – либо влияние на неуклонное претворение в жизнь планов вашей компании?
Безусловно, они оказали определенное влияние на реализацию наших проектов, особенно в плане сроков. Однако я хочу подчеркнуть, что мы смогли получить все необходимое оборудование для восстановления работоспособности нашей машины.
В 2020 году Вы говорили о планируемом расширении лесосеки. Изменилась ли с тех пор площадь арендных участков?
Расширение лесосеки - это наш сопутствующий проект, однако он имеет приоритетный статус. На данный момент у нас уже прошло две волны расширения. Мы называем их приоритетными инвестиционными проектами номер один и номер два. Компания «Волга» стала первой, кто получил такой статус и пока остается единственной в Нижегородской области, кто реализует подобные проекты. Первый проект мы успешно завершили в 2021 году. Второй проект был подписан в 2023 году в сотрудничестве с региональными властями и Министерством промышленности, а также с Рослесхозом. В этом году мы завершаем его реализацию. Все договора об аренде подписаны, мы получили новую аренду и с августа начали вести хозяйственную деятельность на новых участках. Таким образом, мы инфраструктурно поддерживаем наш крупный инвестиционный проект по увеличению производительности.
Что Вы ждете от 2025 года?
Следующий год станет для нас годом выхода на проектную мощность, временем стабилизации и определения следующего шага в модернизации производства. Это будет ключевой момент, когда мы сможем понять, какой именно этап модернизации предстоит нам в дальнейшем. Важно отметить, что для первого этапа значимым фактором было запланированное и уже реализованное значительное увеличение количества рабочих мест, особенно для лесозаготовительного участка (ЛЗУ). Этот проект полностью реализован и уже функционирует на 100%. Этот процесс был сложным, учитывая текущую ситуацию с трудовыми ресурсами в стране. Однако в целом мы смогли решить эту задачу. Сейчас «Волга» подходит к новому году с обновлёнными мощностями. Я очень надеюсь, что все установочные работы к Новому году будут завершены. Это будет год освоения тех инвестиций, которые мы реализовали за последние 3-4 года, а также завершения формирования следующего этапа модернизации.
Давайте обозначим цифрами весь первый этап вашего инвестиционного проекта.
Ввод перепрофилированной БДМ №6 с производственной мощностью 140 тысяч тонн в год фактически означает 50%-е увеличение общей мощности предприятия. Мы планируем, что после полного освоения возможностей машины и использования дополнительного сырья, произведенного макулатурной линией, сможем выйти на уровень порядка 500 тысяч тонн в год.
Что касается турбины, то она генерирует 27 мегаватт, однако её возможности также позволяют дополнительно нагружать существующие мощности, что в итоге даёт нам прирост до 50 мегаватт. Хотя на данном этапе нам не требуется вся эта мощность, мы решили заложить энергетический резерв для обеспечения следующих этапов развития.
Аренду лесных участков мы увеличили до 300 тысяч кубометров, что позволило выйти на уровень 550-600 тысяч кубометров.
Если говорить о создании рабочих мест, то после модернизации их количество увеличится до 300 человек. В текущих условиях дефицита рабочей силы мы не сокращаем действующие мощности, а идём по пути повышения производительности за счёт инвестиций и увеличения мощности на одного работника. Однако все компании сталкиваются с нехваткой рабочих рук. Это связано со сменой поколений, снижением безработицы в последние годы и миграционными процессами. Эти факторы создают давление на рынок труда, и нам приходится прибегать к таким механизмам, как аутстаффинг и аутсорсинг для обеспечения кадровых потребностей.
Мне бы хотелось поговорить с Вами еще и о таком глобальном для всей нашей страны вопросе, как технологический суверенитет. Сейчас эту тему активно обсуждают на всех уровнях — от правительства до бизнеса. Как Вы думаете, технологический суверенитет ЦБП России — это реальная перспектива? Насколько возможно его достижение в текущих условиях?
Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Давайте будем объективными: на сегодняшний день отрасль находится в достаточно стабильной ситуации, как часто отмечается на различных профессиональных форумах. Это связано с тем, что за последние 15–20 лет мы провели масштабную модернизацию всей отрасли. Многие предприятия построили новые мощности, пусть и не всегда на уровне гринфилд-проектов, но тем не менее, были установлены новые машины. Главное достижение — это обновление тех мощностей, которые были введены в строй еще в советское время, в 60-70-е годы, когда формировалась текущая конфигурация отрасли.
С начала 2000-х до недавнего времени модернизация шла активно, в основном за счет европейских поставщиков оборудования. Поэтому сегодня мы оказались в благоприятной ситуации и, несмотря на санкции, продолжаем развиваться по инерции. С другой стороны, у нас появился шанс увеличить независимость от зарубежных поставщиков, это сейчас и называют технологическим суверенитетом. Сегодня появляются российские решения для автоматизации, контроля, энергетики и электроники, и это действительно важный прогресс. Хотя часть электрики до сих пор была западной, мы начинаем видеть всё больше отечественных наработок. Это позитивный, но медленный процесс, такие крупные изменения требуют времени. Как любая инвестиция, которая требует 3-5 лет на строительство, этот переход также займет значительное время, но направление уже задано. Мы, в частности, используем отечественные решения в области электроники, автоматизации и программного обеспечения, которые ранее полностью зависели от западных поставок. Мелкими шагами, конечно, но этот процесс развивается, и эти небольшие достижения со временем должны превратиться в масштабные, которые позволят всей отрасли поверить в российские разработки.
Что касается оборудования, здесь ситуация намного сложнее, так как эта область требует больших финансовых вложений и высоких технологий. Однако шаги предпринимаются, хотя и медленно. Важно соотносить ожидания с реальностью: отрасль сравнительно небольшая в масштабах страны, и без государственной поддержки не обойтись, поэтому мы активно взаимодействуем с Минпромторгом. Запретить доступ к технологиям легко, но восполнить их через параллельный импорт — невозможно. Поэтому крайне важно, что сейчас начинают появляться отечественные решения. Это положительный момент, хотя и происходит медленно, очень медленно. Наша отрасль инерционна, на строительство машины требуется 3–5 лет от момента принятия решения до запуска. То же самое касается технологического суверенитета — это долгий процесс. Однако этот тренд уже наметился, и, несмотря на то, что он вынужденный, в итоге приведёт к тому, что мы станем более независимыми.
А как отрасли выживать до того момента, пока ее полный технологический суверенитет не наступил?
Если говорить о реальности сегодняшнего дня, то мы замещаем Европу Китаем в плане тяжелого машиностроения, там, где это возможно. Но это тоже долгий процесс, как и с Европой, когда нам потребовалось достаточно много времени, чтобы наладить отношения и внедрить эффективные проекты.
Что бы Вы хотели пожелать вашим коллегам из отрасли?
Мое главное пожелание — это объединиться. В текущей сложной ситуации мы уже сделали немало шагов, и одним из них стал активный взаимный обмен информацией и визиты на предприятия. Коллеги из других компаний стали чаще приезжать к нам, и мы стали более открыто общаться, делиться опытом. Это создает ощущение, что мы наконец-то начинаем выглядеть как единая отрасль. Я вспоминаю слова Олега Евгеньевича Большакова, замминистра промышленности и торговли, который сказал, что отрасли часто не хватает единого голоса и интересов. Это важное замечание, и я много о нем размышлял. Я всегда был сторонником максимальной открытости. Конечно, в коммерческих вопросах и технологических инновациях нужно соблюдать осторожность, но обмен лучшими практиками в текущих условиях — это залог нашего развития. Например, обмен информацией о том, какие решения работают у того или иного производителя, где лучше отремонтировать оборудование — это важная информация, необходимая отрасли. Каждая компания, конечно, продвигается самостоятельно, но земля круглая, и объединение позволит нам стать сильнее, совершеннее и развиваться быстрее. Объединившись, мы сможем уверенно стоять на ногах, как отрасль и как отдельные предприятия. Примеров можно привести множество, но основная мысль в том, что, стоя на нескольких опорах, мы будем стабильнее и сильнее. Мы уже не раз собирались, обсуждали импортозамещение, создание баз данных, и я хочу поблагодарить коллег, которые откликаются на запросы. Например, мы приглашаем посмотреть, как работает макулатурная линия. Я всегда открыт для таких визитов и призываю коллег к тому же — никаких секретов здесь нет. Я уверен, что будущее нашей отрасли будет более устойчивым, если мы продолжим работать в таком духе. Открытость к сотрудничеству — ключ к нашему успеху.
Фото - АО «Волга»