5829
4 ноября 2021
Программа повышения цикличности в ЦБП
Целлюлозно-бумажная промышленность (ЦБП) занимает лидирующие позиции в российской экономике по уровню цикличности, уровень рециклинга отходов бумаги и картона составляет свыше 60%.
В стране ежегодно образуется до 8 миллионов тонн отходов бумаги и картона. Из них около 700 тысяч тонн непригодно для переработки: сюда относятся санитарно-гигиенические изделия из бумаги, которые окончательно утрачивают свои свойства при использовании, а также строительные и отделочные материалы на основе бумаги и картона, которые утилизируются в составе отходов от строительства и ремонта.
Для переработки пригодно более 7 миллионов тонн макулатуры в год. Однако сбором охвачено менее четырех с половиной миллионов тонн макулатуры.
Собирается в основном макулатура, образующаяся в коммерческом сегменте. Сюда относятся:
Производители бумаги и картона, производители упаковки и иных изделий из бумаги и картона. Макулатура здесь представлена отходами и браком производства.
Розничная торговля, в первую очередь сетевой ритейл. Предприятия розничной торговли накапливают и реализуют отходы упаковки товаров.
Коммерческая недвижимость, в первую очередь офисные центры, утилизирующие вышедшие из оборота документы и иные отходы бумаги.
В коммерческом сегменте собирается практически вся образующаяся макулатура. В то же время, основной объем отходов бумаги и картона, образующихся в домашних хозяйствах, попадается в состав твердых коммунальных отходов. После контакта с органическими отходами бумага и картон становятся непригодны для переработки и отправляются на захоронение на полигоны ТКО. Таким образом теряется почти 3 миллиона тонн ценного сырья в год. Причиной такого положения дел являются несовершенство законодательства и слабое развитие инфраструктуры заготовки вторичного сырья в сегменте домашних хозяйств.
Главным средством повышения цикличности экономики в целом является механизм расширенной ответственности производителей, который предполагает ответственность производителей и импортеров товаров и упаковки за утилизацию произведенной или ввезенной продукции. Хотя механизм РОП формально действовал в России с 2015 г., в 2019 г. законодатели признали его неэффективность.
В конце 2020 г. Правительством была принята Концепция совершенствования механизма РОП, в которой пересмотрены основополагающие элементы РОП. Так, упаковка товаров выделена в отдельное регулирование, в отношении упаковки исключено применение «нормативов утилизации». Это означает, что производители и импортеры обязаны обеспечить утилизацию всего объема упаковки. Сокращено число способов исполнения РОП: субъекты РОП либо самостоятельно обеспечивают утилизацию товаров и упаковки, либо уплачивают экологический сбор.
Общий объем поступлений экологического сбора за упаковку и прочие изделия из бумаги и картона оценивается на уровне 20 млрд. руб. в год. Из них переработчики макулатуры могут претендовать на сумму порядка 12,6 млрд руб.: 3000 руб. экологического сбора на 4,2 млн тонн перерабатываемых отходов бумаги и картона. Соответственно, на развитие инфраструктуры заготовки макулатуры может быть направлено 7,4 млрд руб. в год.
Инфраструктура обращения с отходами бумаги и картона в стране в целом создана и включает в себя региональных операторов по обращению с ТКО, производственно-заготовительные предприятия (ПЗП), предприятия – переработчики макулатуры.
Для наращивания объемов и повышения эффективности сбора отходов бумаги и картона необходимо совершенствование сложившейся инфраструктуры по следующим направлениям:
Выделения отдельных контейнеров для сбора отходов бумаги и картона;
Организацию сортировок отходов бумаги и картона на ПЗП;
Организацию производства РДФ-топлива из бумажных и древесных отходов на мощностях ПЗП или предприятий ЦБП.
Роль региональных операторов в совершенствовании инфраструктуры минимальна. От них безусловно потребуется организация доставки отходов бумаги и картона на ПЗП. Закупка и установка дополнительных контейнеров может быть выполнена как региональными операторами, так и силами ПЗП. Даже в случае если рост сбора макулатуры не состоится, контейнеры для сбора макулатуры могут быть использованы для накопления иных видов перерабатываемых отходов.
Сортировка отходов бумаги и картона организуется на действующих ПЗП, выделение отдельных производственных площадок под организацию сортировки не требуется. Аналогично не требуется выделения отдельных площадок под производство РДФ-топлива из отходов бумаги и картона – это производство также организуется на площадках ПЗП.
Начальным элементом инфраструктуры заготовки отходов, с которым сталкивается каждый житель страны, является контейнер для раздельного сбора отходов. Для того, чтобы обеспечить сбор пригодной для переработки макулатуры из сегмента домашних хозяйств, требуется 1 миллион контейнеров.
Динамика конъюнктуры макулатурного рынка привела к повышению цены макулатуры наиболее востребованной марки МС-5Б до 25 – 28 тыс. руб./т без НДС. Несортированная макулатура – иначе, марка МС-13 – подорожала до 10 тыс. руб./т, т. е., 1 тонна несортированной макулатуры стоит столько же, сколько один контейнер для сбора макулатуры. Наполняемость контейнера оценивается на уровне 2 т в год
То есть, выручка от реализации макулатуры, накапливаемой в одном контейнере, при текущем уровне цен составит 20 тыс. руб. в год. Таким образом, контейнер окупится в первые полгода, затем собственник контейнера – региональный оператор или ПЗП – уже будет получать прибыль.
Если объем закупок контейнеров региональными операторами ограничен действующими нормативами, то установку контейнеров для сбора макулатуры могут осуществить ПЗП, действующие в каждом крупном городе. Они уже располагают необходимыми мощностями для хранения и первичной обработки макулатуры. Установка контейнеров обеспечит ПЗП существенный рост входящего потока сырья, увеличение объемов сортировки макулатуры, рост реализации сортированной макулатуры и, соответственно, повышение выручки.
Макулатура из жилого сектора, даже при условии раздельного накопления, поступает на ПЗП в смешанном виде и требует сортировки. Нормативными документами макулатура по составу и применению разделяется на 13 марок. Кроме того, в составе поступающих отходов бумаги и картона могут присутствовать и не поддающиеся рециклингу фракции, которые, тем не менее, могут быть использованы для производства твердого вторичного топлива (RDF-топлива).
Установка сортировочных станций конвейерного типа с постами сортировки обеспечит значительное повышение эффективности обработки макулатуры на ПЗП. Действующие ПЗП располагают достаточными площадями для организации сортировки на своих мощностях, без расширения земельных участков и без существенных вложений, за исключением приобретения оборудования для сортировки.
Определенная часть объемов бумаги и картона непригодна для использования в качестве сырья для бумагоделания в силу загрязненности или отсутствия технологий рециклинга. Утилизация таких отходов возможна путем изготовления из них RDF-топлива, которое может использоваться для выработки пара на бумагоделательных предприятиях. Таким образом полностью замыкается цикл использования продуктов в ЦБП, с минимальным объемом отходов, отправляемых на захоронение, и повышается уровень цикличности отрасли.
Реализация программы повышения уровня цикличности в ЦБП обеспечит максимальное вовлечение в хозяйственный оборот отходов производства и потребления бумажно-картонной продукции. За счет охвата сбором максимального объема образующихся отходов бумаги и картона, наращивания извлечения перерабатываемых фракций, вовлечения в энергетическую утилизацию неперерабатываемых отходов ЦБП уровень цикличности в ЦБП приблизится к 100%. Захоронение отходов производства бумаги и картона, а также производственных отходов ЦБП, будет сведено почти к нулю. Оцениваемый экономический эффект реализации программы в текущих рыночных условиях оценивается на уровне 28,5 млрд руб. в год.
В стране ежегодно образуется до 8 миллионов тонн отходов бумаги и картона. Из них около 700 тысяч тонн непригодно для переработки: сюда относятся санитарно-гигиенические изделия из бумаги, которые окончательно утрачивают свои свойства при использовании, а также строительные и отделочные материалы на основе бумаги и картона, которые утилизируются в составе отходов от строительства и ремонта.
Для переработки пригодно более 7 миллионов тонн макулатуры в год. Однако сбором охвачено менее четырех с половиной миллионов тонн макулатуры.
Собирается в основном макулатура, образующаяся в коммерческом сегменте. Сюда относятся:
Производители бумаги и картона, производители упаковки и иных изделий из бумаги и картона. Макулатура здесь представлена отходами и браком производства.
Розничная торговля, в первую очередь сетевой ритейл. Предприятия розничной торговли накапливают и реализуют отходы упаковки товаров.
Коммерческая недвижимость, в первую очередь офисные центры, утилизирующие вышедшие из оборота документы и иные отходы бумаги.
В коммерческом сегменте собирается практически вся образующаяся макулатура. В то же время, основной объем отходов бумаги и картона, образующихся в домашних хозяйствах, попадается в состав твердых коммунальных отходов. После контакта с органическими отходами бумага и картон становятся непригодны для переработки и отправляются на захоронение на полигоны ТКО. Таким образом теряется почти 3 миллиона тонн ценного сырья в год. Причиной такого положения дел являются несовершенство законодательства и слабое развитие инфраструктуры заготовки вторичного сырья в сегменте домашних хозяйств.
Главным средством повышения цикличности экономики в целом является механизм расширенной ответственности производителей, который предполагает ответственность производителей и импортеров товаров и упаковки за утилизацию произведенной или ввезенной продукции. Хотя механизм РОП формально действовал в России с 2015 г., в 2019 г. законодатели признали его неэффективность.
В конце 2020 г. Правительством была принята Концепция совершенствования механизма РОП, в которой пересмотрены основополагающие элементы РОП. Так, упаковка товаров выделена в отдельное регулирование, в отношении упаковки исключено применение «нормативов утилизации». Это означает, что производители и импортеры обязаны обеспечить утилизацию всего объема упаковки. Сокращено число способов исполнения РОП: субъекты РОП либо самостоятельно обеспечивают утилизацию товаров и упаковки, либо уплачивают экологический сбор.
Общий объем поступлений экологического сбора за упаковку и прочие изделия из бумаги и картона оценивается на уровне 20 млрд. руб. в год. Из них переработчики макулатуры могут претендовать на сумму порядка 12,6 млрд руб.: 3000 руб. экологического сбора на 4,2 млн тонн перерабатываемых отходов бумаги и картона. Соответственно, на развитие инфраструктуры заготовки макулатуры может быть направлено 7,4 млрд руб. в год.
Инфраструктура обращения с отходами бумаги и картона в стране в целом создана и включает в себя региональных операторов по обращению с ТКО, производственно-заготовительные предприятия (ПЗП), предприятия – переработчики макулатуры.
Для наращивания объемов и повышения эффективности сбора отходов бумаги и картона необходимо совершенствование сложившейся инфраструктуры по следующим направлениям:
Выделения отдельных контейнеров для сбора отходов бумаги и картона;
Организацию сортировок отходов бумаги и картона на ПЗП;
Организацию производства РДФ-топлива из бумажных и древесных отходов на мощностях ПЗП или предприятий ЦБП.
Роль региональных операторов в совершенствовании инфраструктуры минимальна. От них безусловно потребуется организация доставки отходов бумаги и картона на ПЗП. Закупка и установка дополнительных контейнеров может быть выполнена как региональными операторами, так и силами ПЗП. Даже в случае если рост сбора макулатуры не состоится, контейнеры для сбора макулатуры могут быть использованы для накопления иных видов перерабатываемых отходов.
Сортировка отходов бумаги и картона организуется на действующих ПЗП, выделение отдельных производственных площадок под организацию сортировки не требуется. Аналогично не требуется выделения отдельных площадок под производство РДФ-топлива из отходов бумаги и картона – это производство также организуется на площадках ПЗП.
Начальным элементом инфраструктуры заготовки отходов, с которым сталкивается каждый житель страны, является контейнер для раздельного сбора отходов. Для того, чтобы обеспечить сбор пригодной для переработки макулатуры из сегмента домашних хозяйств, требуется 1 миллион контейнеров.
Динамика конъюнктуры макулатурного рынка привела к повышению цены макулатуры наиболее востребованной марки МС-5Б до 25 – 28 тыс. руб./т без НДС. Несортированная макулатура – иначе, марка МС-13 – подорожала до 10 тыс. руб./т, т. е., 1 тонна несортированной макулатуры стоит столько же, сколько один контейнер для сбора макулатуры. Наполняемость контейнера оценивается на уровне 2 т в год
То есть, выручка от реализации макулатуры, накапливаемой в одном контейнере, при текущем уровне цен составит 20 тыс. руб. в год. Таким образом, контейнер окупится в первые полгода, затем собственник контейнера – региональный оператор или ПЗП – уже будет получать прибыль.
Если объем закупок контейнеров региональными операторами ограничен действующими нормативами, то установку контейнеров для сбора макулатуры могут осуществить ПЗП, действующие в каждом крупном городе. Они уже располагают необходимыми мощностями для хранения и первичной обработки макулатуры. Установка контейнеров обеспечит ПЗП существенный рост входящего потока сырья, увеличение объемов сортировки макулатуры, рост реализации сортированной макулатуры и, соответственно, повышение выручки.
Макулатура из жилого сектора, даже при условии раздельного накопления, поступает на ПЗП в смешанном виде и требует сортировки. Нормативными документами макулатура по составу и применению разделяется на 13 марок. Кроме того, в составе поступающих отходов бумаги и картона могут присутствовать и не поддающиеся рециклингу фракции, которые, тем не менее, могут быть использованы для производства твердого вторичного топлива (RDF-топлива).
Установка сортировочных станций конвейерного типа с постами сортировки обеспечит значительное повышение эффективности обработки макулатуры на ПЗП. Действующие ПЗП располагают достаточными площадями для организации сортировки на своих мощностях, без расширения земельных участков и без существенных вложений, за исключением приобретения оборудования для сортировки.
Определенная часть объемов бумаги и картона непригодна для использования в качестве сырья для бумагоделания в силу загрязненности или отсутствия технологий рециклинга. Утилизация таких отходов возможна путем изготовления из них RDF-топлива, которое может использоваться для выработки пара на бумагоделательных предприятиях. Таким образом полностью замыкается цикл использования продуктов в ЦБП, с минимальным объемом отходов, отправляемых на захоронение, и повышается уровень цикличности отрасли.
Реализация программы повышения уровня цикличности в ЦБП обеспечит максимальное вовлечение в хозяйственный оборот отходов производства и потребления бумажно-картонной продукции. За счет охвата сбором максимального объема образующихся отходов бумаги и картона, наращивания извлечения перерабатываемых фракций, вовлечения в энергетическую утилизацию неперерабатываемых отходов ЦБП уровень цикличности в ЦБП приблизится к 100%. Захоронение отходов производства бумаги и картона, а также производственных отходов ЦБП, будет сведено почти к нулю. Оцениваемый экономический эффект реализации программы в текущих рыночных условиях оценивается на уровне 28,5 млрд руб. в год.