Американская промышленная компания Greif, Inc. (GEF) объявила о заключении соглашения о продаже своего подразделения по производству тарного картона. Покупателем выступает Packaging Corporation of America (PKG).
Стоимость сделки составляет 1,8 млрд долл. Ожидается, что сделка будет завершена до конца 2025 финансового года (октябрь 2025 г.). Годовая выручка проданного подразделения за 12 месяцев, завершившихся 30 апреля 2025 г., составила около 1,2 млрд долл. Показатель EBITDA за тот же период достиг 212 млн долл.
Продаваемый бизнес является частью сегмента Paper Packaging & Services компании Greif и фокусируется на производстве картона, используемого для промышленной упаковки (например, коробки, барабаны).
Эта сделка является значительным шагом в реструктуризации портфеля Greif и позволит компании сконцентрировать ресурсы на других стратегических направлениях своего бизнеса, таких как производство стальной, пластиковой и фибровой промышленной тары, а также услуг по ее восстановлению и переработке.
По мнению аналитиков ЦСР, данный пример в очередной раз подтверждает тезис о неизбежности консолидации в ЦБП.
В общем и целом, консолидация [лат. consolidatio, от con (cum) – вместе, заодно и solido – уплотняю, укрепляю, сращиваю] бизнеса – это объединение нескольких взаимозависимых организаций с целью увеличения эффективности их функционирования.
Чаще всего низкая производительность и фрагментарный характер отрасли, проблемы избыточных мощностей и глобализация вынуждают компании объединяться.
Несмотря на постоянно растущий спрос на продукцию из бумаги и картона, в ряде массовых сегментов, например, в тарных картонах, отмечается перепроизводство. По данным Европейской Ассоциации производителей бумаги и картона CEPI, количество целлюлозно-бумажных предприятий в Европе сокращается со скоростью около 2 % в год.
В условиях перепроизводства решением может стать вертикальная интеграция с максимизацией переработки/потребления собственных продуктов.
Множественность вызовов в целлюлозно-бумажной промышленности:
· технологический (необходимость разработки новых продуктов);
· экономический (необходимость снижать себестоимость производства);
· логистический (поиск новых маршрутов сбыта продукции);
· финансовый (поиск источников финансирования) приводят компании к пониманию необходимости объединяться.
В соответствии с разработанной сотрудниками международной консалтинговой компании AT Kerney кривой консолидации ЦБП находится в начале цикла и имеет прекрасные перспективы для слияний и поглощений.
Время компаний, производящих монопродукты и реализующие их на «свободном рынке», прошло. Стать лидером, производя один продукт, невозможно. Сегодня развитие новых продуктов и упаковочных решений определяется трендами в розничной продаже и общественном питании, которые уходят из массового сегмента в персонифицированные, переходя на создание индивидуальных упаковочных решений.
По данным BAIN & Company с 2007 г. в секторе бумаги и упаковки было совершено более 2000 сделок слияний и поглощений. Причем важно отметить, что прибыльность сделок в сегменте ЦБП выше по сравнению с пластиком и стеклом.
Консолидация дает следующие преимущества сторонам:
· структура бизнеса становится более понятной, прозрачной и простой;
· растет скорость принятия решения или обеспечения бизнеса вследствие отсутствия промежуточных участников процесса;
· происходит централизация управления и принятия стратегических решений, в том числе инвестиционных;
· происходит интеграция бизнес-процессов и оптимизация использования кадров;
· денежные и товарные потоки консолидируются в рамках одного юридического лица;
· повышается инвестиционная привлекательность компании и открывается доступ к рынкам капитала на более выгодных условиях;
· появляется возможность применения налоговых оптимизаций;
· повышается ликвидность акций консолидирующейся компании;
· укрепляется деловая репутация компании.