/
18 октября 2024
989

Мнение эксперта: импортозамещение в целлюлозно-бумажной промышленности: задачи и пути их решения

Мнение эксперта: импортозамещение в целлюлозно-бумажной промышленности: задачи и пути их решения



Наталья Пинягина, советник генерального директора "Лиги переработчиков макулатуры", заслуженный работник лесной промышленности, профессор МГТУ им. Баумана. 



Целлюлозно - бумажная промышленность (ЦБП) является одной из ключевых отраслей экономики России, обеспечивающей производство бумаги, картона и целлюлозы, необходимых для различных секторов промышленности - от упаковки до печати. В последние годы, особенно после введения санкций и экономических ограничений со стороны западных стран, вопрос импортозамещения стал особенно актуальным.

Задача добиться технического и технологического суверенитета в ЦБП путём развития импортозамещения диктуется пока ещё далеко не блестящим финансово-экономическим состоянием отрасли. Если рассматривать сравнительную динамику изменения оборота предприятий и организаций лесного комплекса в 1 полугодии 2024 года по сравнению с аналогичным периодом двух последних лет, то его рост наблюдался практически во всех отраслях.  Однако, доля его оборота в общем обороте предприятий по России составила всего 1,06%, снизившись почти наполовину по сравнению с 2022 годом.

При этом доля ЦБП в суммарном обороте по лесному комплексу составляет 46%, правда она уменьшилась за год на 1,3 процентных пункта. Снижение доли оборота отраслей лесного комплекса, в том числе ЦБП, в общем обороте по России свидетельствует о наличии проблем, тормозящих стабилизацию и дальнейшее их развитие.

О наличии проблем в посткризисном восстановлении целлюлозно-бумажной промышленности говорит и финансовый результат предприятий и организаций отрасли. Суммарная прибыль целлюлозно-бумажных предприятий в 1 полугодии текущего года к 1 полугодию 2022г. снизилась на 4,7%, рентабельность продаж продукции, соответственно, уменьшилась на 5,8 процентных пункта. Кроме того, в 1 полугодии 2024 года существенно снизилась инвестиционная активность, как в целом по лесному комплексу, так и в целлюлозно-бумажной промышленности.


Сравнительная динамика изменения объема инвестиций в уставной капитал предприятий лесного комплекса и целлюлозно-бумажной промышленности, млрд. руб.   


Общий объём инвестиции в основной капитал предприятий лесного комплекса, т.е. затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию производства, приобретение машин, оборудования, транспортных средств в 1 полугодии 2024г. уменьшился на 30,2% к полугодию 2022г., в целлюлозно-бумажной промышленности этот показатель уменьшился, соответственно, на 16,8%. При этом доля объёма инвестиций в основной капитал предприятий ЦБП оставалась за три последних года преобладающей в общем объёме инвестиций по лесному комплексу и достигала в 2023 году 63%.   

Следует отметить, что российская целлюлозно-бумажная промышленность на протяжении последних лет в течение длительного времени была оснащена в основном зарубежным западным оборудованием, в стране практически отсутствовала разработка отечественных машин и механизмов, отрасль ориентировалась на западные научно-технические разработки и инжиниринг. В результате введения западных санкций возникли трудности с техническим обслуживанием и ремонтом, оснащением предприятий запасными частями и комплектующими, электронными компонентами - датчиками, сканерами, системами управления. В зачаточном состоянии находится и отечественное программное обеспечение производственных и бизнес-процессов.

Импортозамещение оборудования в целлюлозно-бумажной промышленности сталкивается с несколькими серьезными препятствиями:

1. Техническая сложность. Оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности требует высокой степени технологической сложности и точности. Разработка и производство таких машин требуют значительных знаний и опыта, которых может не хватать у местных производителей.
2. Инвестиции. Создание новых производственных мощностей и модернизация существующих требуют значительных финансовых вложений. Многие компании могут не иметь достаточных ресурсов для таких инвестиций.
3. Отсутствие необходимого количества отечественных производителей. В стране отсутствует достаточное количество отечественных производителей, способных предложить конкурентоспособное оборудование.
4. Качество и надежность. Импортное оборудование часто имеет проверенную репутацию и высокое качество. Замена на российские аналоги может вызвать опасения по поводу надежности и долговечности.
5. Сложности с сертификацией. Новое оборудование должно соответствовать различным стандартам и требованиям, что может быть сложным и длительным процессом.
6. Проблемы с логистикой и поставками: Импортозамещение может столкнуться с проблемами в цепочке поставок, что может привести к задержкам в производстве и увеличению затрат.
7. Недостаток квалифицированных кадров. Для эффективной эксплуатации и обслуживания современного, зачастую инновационного оборудования требуется высококвалифицированный персонал.
8. Конкуренция с зарубежными производителями. Российские производители могут столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны иностранных компаний, которые могут предложить более выгодные условия или лучшие технологии.

Эти факторы создают серьезные вызовы для успешного импортозамещения в ЦБП, и их преодоление требует комплексного подхода со стороны государства и бизнеса. Однако, устойчивое развитие целлюлозно-бумажных предприятий и их переход к экономике замкнутого цикла, включающей внедрение в производство экологически чистых технологий, могут стать конкурентным преимуществом для российских производителей на международной арене.

С другой стороны, о каком масштабном импортозамещении в отрасли можно говорить, если финансирование научных исследований и разработок сегодня не превышает 0,1 % от ВВП по лесопромышленному комплексу.  В обновлённой "Стратегии развития лесного комплекса до 2023 года" об увеличении финансирования отраслевой науки также речь не идёт. Предлагается лишь объединение ресурсов национального проекта «Наука», федерального проекта «Сохранение лесов и национального проекта «Экология». Кроме того, налицо существенный разрыв единого инновационного цикла во всех отраслях ЛПК – от подготовки кадров для исследовательской деятельности до внедрения инноваций в производство, утеряна экспериментальная и испытательная база. Снижение качества научного обеспечения отечественного леспрома связано с сокращением численности научных работников научно-исследовательских институтов, старением кадрового потенциала.

Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий в лесопромышленном комплексе должен стать выход Российской Федерации к 2030 году на мировой уровень исследований и разработок по направлениям, определенным национальными научно-технологическими программами. К сожалению, взаимодействие между научно-исследовательскими организациями, высшими и средними образовательными учреждениями, а также промышленными предприятиями находится на низком уровне.

Любая разработка требует инвестиций с достаточно высокой долей риска. А продукт, получаемый в лабораторных условиях, перед внедрением на производстве должен пройти стадию опытно-промышленной установки. Она требует финансовых и временных инвестиций, но не всегда завершается успехом. Отечественные предприятия не готовы инвестировать в такие проекты, и обусловлено это в первую очередь отсутствием политики долгосрочного планирования на разных уровнях управления. Кроме того, внедрение новых технологий всегда связано с рисками и может в корне поменять выстроенную систему производства. Более того, многие научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки не доходят до потенциального потребителя. В виде патентов, полезных моделей и других зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности они пылятся на полках вузов и НИИ.

Вызывает вопросы существующая в Минпромторге России система отбора тематики работ для выдвижения их на конкурс, а также конкурсная документация, которая содержит критерии оценки результатов конкурса. Среди критериев фигурируют срок выполнения и объём финансирования работы. Сократив срок выполнения работы и объем финансирования конкурс может выиграть любая организация, в том числе не имеющая отношения к лесопромышленному комплексу. При этом, к сожалению, можно констатировать, что в отечественном леспроме остались НИИ лишь лесного хозяйства и полностью разрушена научно-исследовательская наука лесопромышленных отраслей.

Прекратили существование все 30 научно-исследовательских институтов, в их числе Центральный научно-исследовательский институт механизации и энергетики лесной промышленности – ЦНИИМЭ с его филиалами, общей численностью более 8 тыс. человек; зональные институты лесной промышленности: КарНИИЛП , СевНИИЛП , КирНИИЛП , КомиГипроНИИлеспром. Упразднены Центральный научно-исследовательский институт механической обработки древесины – ЦНИИМОД (г. Архангельск) и Центральный научно-исследовательский институт лесной химии – ЦНИИЛХИ (г. Нижний Новгород), почти все институты целлюлозно-бумажной промышленности. Во многих университетах центры и лаборатории, а также иные научные подразделения, занимающиеся исследованиями в области технического и технологического обеспечения лесопромышленных предприятий, были закрыты или объединены с другими факультетами. На сегодня специалистов для целлюлозно-бумажной промышленности выпускают лишь 7 ВУЗов, а ранее их было около 20.

Вместе с наукой и опытно-конструкторскими разработками исчезает и отраслевое машиностроение, поскольку оно в основном создавалось в НИИ. В этой связи, необходимо принятие безотлагательных мер по восстановлению науки и её научно-экспериментальной базы, по подготовке в отраслевых ВУЗах квалифицированных кадров, готовых работать в научно-исследовательских организациях.

Главными задачами для достижения стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий должны быть:
✓ повышение эффективности государственного участия в развитии отечественной фундаментальной и прикладной науки, а также технологий необходимых для обеспечения жизнедеятельности лесопромышленного комплекса;
✓ активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере;
✓ обеспечение рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации.

Кроме того, для исправления ситуации в отраслевом машиностроении, в том числе для ЦБП, необходима поддержка государства в виде субсидирования предприятий, обеспечивающих техническое и технологическое импортозамещение. В России имеются предприятия, которые делают конкурентоспособное оборудование и оснастку для отечественных целлюлозно-бумажных компаний, превышающие по качеству зарубежные аналоги, по стоимости же значительно ниже их. Например, компания ООО «ТОРИН», расположенная в Архангельской области, сконструировала и производит аппараты паровой очистки. Удачная конструкция аппаратов позволила эффективно заменить импортное оборудование в области паровой очистки котлов СРК, что принесло экономию для ряда российских целлюлозно-бумажных предприятий в размере нескольких сотен миллионов рублей. Однако, попытка получить господдержку для развития импортозамещающего производства не увенчалась успехом.

Уполномоченным органам государства следует оказать содействие созданию проектных и инжиниринговых организаций, подготовке соответствующих инженерных кадров в лесопромышленном комплексе. Помимо этого, высокий курс ключевой ставки ЦБ значительно повышает стоимость кредитов для промышленных предприятий, поэтому следует разработать эффективные меры по льготному кредитованию продаж оборудования и машин отечественного производства.  

Вместе с тем должно быть встречное движение со стороны государства и бизнеса. В целлюлозно-бумажных компаниях работает множество талантливых инженеров и рационализаторов, которые успешно внедряют в практику свои инновационные разработки, в том числе по изготовлению новых видов продукции. Этот опыт следует всесторонне поддерживать, консолидировать технические и технологические новшества в рамках единого отраслевого инновационно-инжинирингового центра, что позволит руководству предприятий смелее искать новые технические решения, привнести новый технологический уклад в целлюлозно-бумажную отрасль.

Заслуживает внимания опыт импортозамещения в ЦБП Китайской народной республики. Так, с 2015 года в КНР реализуется программа «Сделано в Китае 2025», цель которой превратить страну в центр производства высокотехнологичной продукции, постепенно заменяя иностранную технику китайской, а также подготовить почву для выхода китайских технологических компаний на международный рынок. Это происходит с импортозамещением и в целлюлозно-бумажной промышленности, сегодня в КНР производятся высокопроизводительные бумагоделательные машины (БДМ), которые поставляются во многие страны мира, в том числе в Россию. Для достижения этих целей китайские производители вначале досконально изучают лучшие образцы техники и оборудования лидирующих в этой сфере стран, а затем пытаются организовать производство качественных аналогов у себя в стране. Власти КНР выделяют при этом компаниям, успешно занимающихся техническим и технологическим импортозамещением, государственные субсидии.

В заключение, следует отметить, что импортозамещение в целлюлозно-бумажной отрасли представляет собой сложный, но необходимый процесс, направленный на укрепление её независимости и повышение конкурентоспособности. Для достижения поставленных целей потребуется комплексный подход, включающий модернизацию производства, развитие кадрового потенциала и активное сотрудничество между государством и бизнесом. В условиях глобальных изменений и вызовов, стоящих перед отраслью, успешная реализация стратегии импортозамещения станет залогом устойчивого развития целлюлозно-бумажной промышленности в России.
 

Другие новости