/
4 сентября 2023
483

«Смерть» бумаги откладывается

«Смерть» бумаги откладывается

Почему заводы по производству бумаги в США закрываются, несмотря на то, что интернет не уничтожил бумажный бизнес? На этот вопрос отвечает статья, опубликованная Slate.

Осенью прошлого года производитель специализированной бумаги Dunn Paper закрыл свою фабрику в Порт-Гуроне, штат Мичиган, где на протяжении почти столетия производил бумагу, которая использовалась в различных отраслях – от пищевой промышленности до медицинских изделий. В марте компания по производству упаковочной бумаги Sonoco объявила, что навсегда закроет свою бумажную фабрику Hutchinson Paper Mill, которой 10 лет назад исполнилось100 лет, и уволит множество рабочих.

В Северной Каролине производитель бумаги Pactiv Evergreen закрыл завод в Кантоне, на котором работало около 1000 человек, несмотря на обращения губернатора штата. Компания играла настолько важную роль в экономике региона, что, как сообщается, местные старшеклассники обучались на курсах по торговле бумагой и целлюлозой, чтобы подготовиться к работе на заводе.

На первый взгляд, закрытие американских заводов имеет смысл. Сегодня платежные платформы отправляют квитанции в электронном виде, а решения о приеме в колледж сначала объявляются через онлайн-портал. Банки взимают плату за ежемесячные выписки, отправленные почтой. Никто не напоминает «Подумайте, прежде чем печатать», потому что больше никому это не нужно.

Это одно из преимуществ цифровизации. ПК и интернет должны были сократить использование бумаги. И во многом им это удалось. Электронная почта и сообщения заменили большую часть нецифрового письменного общения, а облачные технологии – бумажное копирование. В результате годовое мировое производство печатной и писчей бумаги сократилось примерно на 30 % по сравнению с самым высоким показателем в 2007 г.

Однако американские бумажные заводы закрываются не из-за этого. Многие из них не производят обычную бумагу, а сокращение использования бумаги для принтеров в любом случае не означает конец «большой бумаги». По статистике ООН, годовое производство бумаги и картона выросло примерно на 60 % с 1993 г. А в условиях борьбы с изменением климата бумажная промышленность теперь надеется конкурировать на рынке изделий, которые традиционно производятся из пластика, например, соломинок и бутылок.

Еще одна причина популярности бумаги – рост населения планеты. Людям нужно все больше традиционных бумажных изделий: папиросной бумаги, салфеток, чайных пакетиков и одноразовых столовых приборов.

Но большая часть увеличения спроса на бумагу связана с одним из побочных явлений цифровизации – онлайн-покупками. Электронная коммерция, на которую сейчас приходится почти 15 % всех продаж в США, зависит от целого ряда бумажных товаров, например, картонных коробок, транспортных этикеток и упаковочной бумаги. Хотя цифровая эра косвенно уничтожила огромную часть бумажного бизнеса, такие компании как Amazon и Alibaba становятся главными ее потребителями.

Факт в том, что сообщения о «смерти» бумаги оказались преувеличенными. На рубеже тысячелетий Ассоциация лесных товаров Канады гордилась тем, что по мере роста спроса на персональные компьютеры люди также приобретают сотни миллионов принтеров. Всего несколько лет спустя Малкольм Гладуэлл писал в журнале New Yorker, что «каждая страна западного мира» использует больше бумаги на человека, чем десятилетием ранее.

Американская ассоциация леса и бумаги, торговая организация, представляющая бумажную отрасль, сообщает, что с 1990 г. спрос на бумагу для печати и письма снизился примерно на 50 %, а на газетную – еще больше, примерно на 90 %. Но за тот же период спрос на все виды упаковочной бумаги вырос примерно на 33 %. С 1990 г. общий спрос на бумагу и картон в США снизился менее чем на 20 %.

Эта тенденция объяснима, если учесть, что упаковка необходима для доставки товаров на дом. По той же причине резкий рост расходов на электронную коммерцию в период пандемии стимулировал рекордное производство упаковочного картона. Хотя частично этот спрос снижается по мере того, как люди начинают экономить и потреблять умеренно, бумажная промышленность может выиграть от продолжающегося роста электронной коммерции.

Фактически переход к онлайн-торговле стимулировал новые инвестиции в американское бумажное производство. Новая бумажная фабрика в Висконсине, открытая в 2021 г. впервые более чем за три десятилетия, стоит 500 млн долл., построена компанией Green Bay Packaging и специализируется на материале для картонных коробок. В Скоухегане, штат Мэн, концерн по производству бумаги Sappi переоборудует бумагоделательную машину для производства беленого сульфатного картона – экологически безопасной упаковки, которая часто используется для кофейных чашек и косметической продукции.

Конечно, изменение технологических привычек – не единственный фактор, который подталкивает бумажную промышленность к изменениям. Наряду с ростом автоматизации и конкуренции из-за границы, бумажный бизнес столкнулся с растущим влиянием Уолл-стрит. По словам Майкла Хилларда, профессора экономики Университета Южного Мэна, который писал об истории бумажной промышленности штата, за последние несколько десятилетий крупные компании оказывали все большее давление на отрасль, чтобы увеличить прибыль и снизить затраты на рабочую силу. Из-за этого закрывались заводы и сокращалась занятость в США, несмотря на развитие бумажной промышленности за рубежом.

«Появились автоматизация, финансиализация, глобализация, – объясняет Хиллард. – Настоящим переломным моментом стало вступление Китая во Всемирную торговую организацию в 2001 г.».

Есть еще климатический кризис. В конце концов, бумагу производят путем вырубки деревьев, улавливающих углерод, а процесс превращения целлюлозы в бумагу сам по себе является энергоемким.

Тем не менее, даже несмотря на то, что крупные технологические компании продолжают продвигать новые тренды, нет никаких признаков того, что бумага в ближайшее время исчезнет. На наших столах, заставленных устройствами, все еще лежат стикеры и блокноты, а у входных дверей лежат стопки сложенных коробок для доставки. Это напоминание о том, что технологии могут что-то изменить, но не вытеснить.

Источник: Финам

Другие новости