/
24 апреля 2020
487

Будущее рынка тарного картона и гофроупаковки

Будущее рынка тарного картона и гофроупаковки

Вторая сессия вебинара «Девятый вал» мировой экономики: выработка антикризисных стратегий для предприятий ЦБП», проведенная PAP-FOR в партнерстве с СРО Ассоциацией «Лига переработчиков макулатуры» и ООО «Центр системных решений».
Основные моменты презентации, показанной во время сессии, приведены ниже.
 

В России основным материалом для производства гофрированного картона является макулатурный тарный картон. Потребление целлюлозного картона составляет только около четверти рынка. При этом целлюлозные тарные картоны имеют экспортный потенциал.
Макулатурные картоны российского производства не имеют спроса на внешних рынках в связи с высоким уровнем предложения таких картонов со стороны других стран, а также сравнительно невысокого качества.
 
Производство гофрированного картона является цикличным, поскольку макулатурные тарные картоны производятся из отходов производства и потребления гофрированного картона – макулатуры марки МС-5Б.
В свою очередь основой объем собираемой макулатуры этой марки (82 %) используется для производства макулатурных тарных картонов. По итогам 2019 г. собираемость макулатуры марки МС-5Б достигла 88 %.
 
За предыдущие пять лет производство упаковки из гофрокартона увеличилось более чем на 1 млрд кв. м. Среднегодовые темпы прироста объемов выпуска за 2015–2019 гг. составили 4,7 %.
Рост объемов выпуска упаковки сопровождался ростом концентрации отрасли: в 2019 г. десять крупнейших производителей гофрокартона и упаковки из него контролировали 52 % рынка по сравнению с 49 % годом ранее.
Фактически весь состоявшийся в 2019 г. рыночный прирост оказался распределен между ведущими игроками рынка.
Рост рынка в период 2015–2018 гг. во многом был обусловлен действием внешних факторов политического плана.
После присоединения Крыма начались неблагоприятные геополитические события, повлекшие за собой девальвацию рубля, санкции со стороны мировых держав и контрсанкции, что вылилось в политику импортозамещения.
Все перечисленное открыло крупные рыночные ниши и позволило их заполнить российским производителям упаковки.
В 2019 г. действие фактора импортозамещения оказалось исчерпано либо близко к исчерпанию. Новые рыночные ниши если открываются, то в существенно меньших объемах.
Прекращение действия эффекта импортозамещения выразилось в сокращении темпа прироста выпуска – до 3,3 % по сравнению со средним темпом прироста 5,2 % за предыдущие три года.
 
Выраженная положительная динамика цен на тарные картоны и упаковку обеспечила рост доходности в отрасли и стимулировала инвестиционную активность отраслевых игроков. Многие производители тарных картонов (как мелкие, так и крупные) начали проекты по увеличению производственных мощностей.
В результате в 2019 г. рост мощностей существенно превысил рост спроса на тарные картоны. При этом не все заявленные проекты были реализованы и запущены. Часть из них была перенесена на последующие годы.
В то же время интенсивная фаза роста рынка завершилась (импортозамещение большей части товаров уже произошло). Рынок продолжает расти, но не теми темпами, которыми растут мощности. В результате сформировался профицит предложения.
Ситуацию усугубляет изменение внешнеторговой ситуации. С начала года упал экспорт тарных картонов, а импорт, наоборот, увеличился.
Изменение рыночных условий привело к резкому снижению цен на тарные картоны, что свидетельствует об ухудшении финансового положения производителей.
 
Пандемия COVID-19 оказалась совершенно непредвиденным обстоятельством для мировой экономики. Экспертное сообщество пока не нашло ни одного позитивного сценария развития ситуации, эксперты едины во мнении, что пандемия приведет к падению макроэкономических показателей для всех региональных экономик.
Российской экономике консультанты McKinsey предрекают потерю от 3,8 до 10,2 % ВВП. Основные сокращения ожидаются в потреблении и инвестициях.
 
Снижение деловой активности неизбежно приведет к сокращению доходов населения. В результате уменьшение общего объема потребления будет сопровождаться серьезными изменениями его структуры.
В первую очередь, резко сократится потребление услуг. В потреблении товаров снизится доля закупок населением товаров длительного пользования. Потребление товаров повседневного спроса, вероятнее всего, зафиксируется на текущем уровне.
Определенный рост спроса на упаковку будет обеспечен за счет остаточных эффектов импортозамещения: девальвация рубля уменьшит возможность населения приобретать импортные товары – тем самым, расширятся возможности для отечественных производителей.
Не менее важный фактор роста спроса на упаковку – развитие сегментов интернет-торговли и служб доставки.
 
И если в конце 2019 г. прогнозировалось сохранение темпов прироста рынка на уровне 3,3–3,5 % в год в перспективе 2019 г., то фактор пандемии коронавируса вынудил внести существенные корректировки в прогнозы.
В «кризисном» сценарии сохраняются положительные темпы прироста, хотя и заметно более низкие по сравнению с прогнозом 2019 г. Рост спроса на упаковку будет обеспечен остаточными эффектами импортозамещения вследствие девальвации рубля, а также развитием сегментов интернет-торговли и доставки.
При этом спрос на упаковку со стороны производителей товаров длительного пользования сократится. Здесь рассмотрен сценарий, аналогичный 2015 г., когда снижение ВВП на 2,4 % резко снизило темпы роста производства упаковки: объем выпуска увеличился только на 0,7 % по сравнению с 2014 г.
«Шоковый» сценарий предусматривает резкое падение доходов населения, которое приведет к сокращению потребления, в том числе, товаров повседневного спроса. Это в свою очередь вызовет сокращение спроса на упаковку.
Восстановление отрасли ожидается начиная со второй половины 2021 г. «Шоковый» сценарий выстраивался по аналогии с 2008–2009 гг.: глубокое падение ВВП привело к сокращению выпуска упаковки.
 
Распространение коронавируса не только привело к введению ограничительных мер, снижению деловой активности и росту нагрузки на инфраструктуру, но и породило панические настроения, в том числе, в целлюлозно-бумажной отрасли.
 
Падение нефтяных цен, девальвация валют, сокращение деловой активности вследствие введения ограничительных мер внесли существенную неопределенность в оценки текущей ситуации и перспектив.
На потребительском рынке это привело к курьезному потребительскому буму – когда население сметало с полок гречку и туалетную бумагу. В целлюлозно-бумажной отрасли последствия могут оказаться более драматичными.
Итогом действия ограничительных мер стало существенное сокращение, вплоть до полной остановки, деятельности предприятий, являющихся источниками образования макулатуры.
Так, розничная торговля сократилась до торговли продовольственными товарами и предметами первой необходимости, причем наибольшую активность сохраняют сетевые магазины.
Торговля товарами длительного пользования практически прекратилась. Деятельность предприятий общественного питания, а также торгово-развлекательных и бизнес-центров в настоящее время полностью остановлена.
Результатом действия ограничительных мер стало сокращение образования макулатуры. Единственным источником, генерирующим устойчивые объемы макулатуры, в настоящее время остаются предприятия розничной торговли, входящие в состав торговых сетей.
С другой стороны, режим самоизоляции создал препятствия для работы субъектов микро- и малого предпринимательства, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сбор и перевозку макулатуры.
В таких условиях ряд переработчиков макулатуры сочли необходимым обеспечить себе поставки сырья путем предложения более высоких, по сравнению с рыночным уровнем, цен.
Однако повышение цен не способно обеспечить наращивание совокупного предложения макулатуры и, соответственно, не решает проблему дефицита предложения.
Более того, ажиотажное повышение цен играет на руку исключительно образователям макулатуры, в первую очередь, ритейлу, а положение всех участников цепочки заготовки и переработки макулатуры в итоге ухудшается.
 
В кризисных условиях любое предприятие встает перед выбором между тремя стратегиями.
Сокращением издержек оказываются вынуждены заниматься все участники отрасли, не рассматривающие выход с рынка в качестве приемлемого варианта будущего.
Однако в наибольшей степени использовать возможности, предоставляемые кризисной ситуацией, смогут только те компании, которые сумеют модернизировать различные аспекты своей деятельности: продукт, рынки, систему управления.
 
В сегментах упаковки и тарных картонов по итогам 2019 г. зафиксировано снижение уровня загрузки мощностей в связи с опережающим ростом мощностей по сравнению с потреблением.
По состоянию на конец 2019 г. к реализации в 2020 г. заявлялись проекты по производству тарных картонов совокупной мощностью 664 тыс. т, по выпуску упаковки из гофрокартона – 1 008 млн кв. м.
Кризисные явления в экономике, вероятнее всего, приведут к переносу срока реализации отдельных проектов, однако даже в этом случае и даже при реализации наилучшего рыночного сценария рост рынка окажется недостаточным для утилизации действующих мощностей.
Производителей ждет новое снижение показателей загрузки мощностей. Перед отраслевым сообществом встает проблема оздоровления отрасли.
Снизить уровень конкуренции в отрасли поможет решение следующих задач:
Сокращение предложения, которое, в свою очередь, включает в себя необходимость вывода части мощностей с рынка, а также наращивание поставок на внешние рынки.
Здесь необходимо иметь в виду, что макулатурные тарные картоны российского производства в настоящее время не представляют существенного интереса на внешних рынках, что объясняется их качественными характеристиками.
Аналогично, экспорт упаковки из гофрокартона также не оказывает существенного влияния на баланс внутреннего рынка.
Росту загрузки мощностей по выпуску упаковки может способствовать расширение экспорта переработанной и упакованной продукции из РФ, однако в настоящее время данный сегмент экспорта не получил достаточного развития.
Расширение рынков сбыта возможно за счет занятия новых рыночных ниш. В первую очередь, это усиление продуктовой конкуренции с пластиковыми упаковочными изделиями.
Обеспечить сырьевую безопасность отрасли призвано создание единого производственно-заготовительного предприятия, учредителями которого должны стать крупные переработчики макулатуры.
Такой крупный игрок будет способен оказывать существенное влияние на формирование рыночной цены, что соответствует интересам всей отрасли заготовки и переработки макулатуры.
Устойчивость отрасли в кризисные периоды зависит от своевременного получения достоверной и актуальной информации.
Официальные источники, к сожалению, не удовлетворяют ни одному из этих условий: период обновления данных составляет месяц, информация появляется с задержкой на несколько недель, и ее точность оставляет желать много лучшего.
Решать задачу формирования единой отраслевой информационной системы участникам отрасли придется самостоятельно, наилучшей платформой для формирования отраслевой ИС в настоящее время является Индекс ЦСР.
 
Вариантом перепрофилирования мощностей является производство брикетированного волокна из невостребованной (смешанной) макулатуры. Данный полуфабрикат гарантировано будет иметь как внутренний, так и экспортный спрос в сегментах СГИ и формованного бумажного волокна.
 
За счет субститутной конкуренции с пластиковыми изделиями и импортозамещения ряда видов бумаги и картона рынок ЦБП может быть увеличен на 1,45 млн тонн. Данный вектор развития является одним из наиболее перспективных в ЦБП России и мира.
 
«Коронакризис» неизбежно вызовет существенные изменения структуры отрасли. Прежде всего следует ожидать роста концентрации и в  производстве тарных картонов, и в производстве упаковки.
Мелким и средним производителям тарных картонов и упаковки не хватит ресурсов – финансовых, рыночных, кадровых, управленческих – чтобы пройти кризис без потерь. Часть мощностей будет выведена с рынка.
Наибольшему риску подвержены эксплуатанты морально и физически устаревшего оборудования, не способные к обновлению продуктового портфеля и, соответственно, оперативному реагированию на изменение нужд заказчиков.
Риску, в первую очередь, подвергаются предприятия, не включенные в интеграционные цепочки: неинтегрированные производители упаковки будут проигрывать по издержкам, а поставщики тарных картонов — испытывать сложности с реализацией продукции, особенно если она по своим характеристикам отстает от предложений конкурентов.
Выходом для находящихся в зоне риска производителей тарных картонов является перепрофилирование своих производств на переработку низких марок макулатуры с получением прессованного сортированного волокна.
Дополнительным положительным эффектом для отрасли будут дальнейшие изменения в структуре потребления сырья.
Ориентация на экспорт крафт-лайнера обеспечит дополнительный спрос на тест-лайнеры со стороны производителей упаковки, интегрированных с целлюлозными производствами. Тем самым будет обеспечена определенная поддержка ценам на макулатурные тарные картоны.
 
Следует еще раз отметить, что если не успешный выход из кризиса, то, по крайней мере, ослабление его воздействия на отрасль и минимизация потерь требуют обеспечения отрасли качественной информацией.
Кроме очевидных выгод от получения актуальной и достоверной информации для каждого из участников отрасли, движение отрасли в сторону открытости повышает ее репутацию в глазах общества, государства и инвесторов.
Более информационно открытая отрасль получит видимые преимущества в привлечении финансовых ресурсов, что в сложившихся обстоятельствах является необходимым условием выживания.
 
Подобно тому как средством преодоления пандемии является разработка и использование вакцины от вируса, преодолеть «инфодемию» возможно только за счет обмена актуальной и достоверной информацией между участниками рынка.
Платформа для подобного обмена уже существует – это Индекс ЦСР. О необходимости расширения круга участников Индекса, перечня показателей, включенных в Индекс, и перехода к его еженедельной публикации говорилось уже давно.
Сейчас настал тот самый момент, когда качественный рост Индекса становится основным средством борьбы с «инфодемией» и стабилизации рынков.

Скачать презентацию.
gofro.expert

Другие новости