/
25 октября 2022
453

Андрей Луговой: «Реализация концепции «зеленой» экономики обеспечивает повышение устойчивости экономической системы России»

Андрей Луговой: «Реализация концепции «зеленой» экономики обеспечивает повышение устойчивости экономической системы России»

Энергетический кризис и все более явно проявляющийся дефицит основных природных ресурсов обусловливает необходимость скорейшей трансформации экономики от линейной модели к циклической. Опыт последних шести месяцев показывает, что отрасли, достигшие высоких показателей цикличности, оказались наиболее устойчивыми и в наибольшей степени готовыми к резким колебаниям конъюнктуры.

Задачу перехода к циклической модели экономики целесообразно расширить, включив в нее не только экономические, но также научно-технические, управленческие, социальные и финансовые аспекты, что позволит как решить актуальные экономические проблемы страны, так и обеспечить соответствие подходов, используемых в управлении национальным хозяйством, требованиям концепции ESG.

Расширение толкования цикличной экономической модели ведет к понятию «зеленой экономики». Зеленая экономика – путь к росту устойчивости экономической системы в условиях резких изменений геополитического окружения и мировой экономической конъюнктуры. Складывающиеся тенденции к деглобализации обусловливают необходимость построения экономической системы, минимально зависимой от внешнего окружения. Реализация концепции зеленой экономики снижает зависимость национальной экономики от внешних факторов и нивелирует неблагоприятные колебания конъюнктуры.
Зеленая экономика подразумевает активное использование вторичных и возобновляемых ресурсов, но не делает его самоцелью. Идея зеленой экономики – приблизиться к природной модели круговорота веществ, то есть к ситуации отсутствия отходов как явления: в природе все вещества включаются в круговорот. Это позволит эффективнее справляться с теми вызовами в экономической, социальной и экологической сферах, которые стоят перед нами не только в долгосрочной перспективе, но и на горизонте ближайших нескольких лет.

Рост производственных мощностей в зеленых отраслях, расширение рынков продукции и услуг зеленых отраслей через межотраслевое взаимодействие включает в орбиту зеленой экономики практически все производящие отрасли национального хозяйства: в качестве потребителей продукции зеленых отраслей, в качестве поставщиков ресурсов, подрядчиков работ и услуг, исполнителей научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и т.д. Модель зеленой экономики позволит создать сотни тысяч дополнительных рабочих мест в экономике, повысив при этом конкурентоспособность экономики на мировом рынке, способствуя развитию экспортного потенциала Российской Федерации. Именно экономический эффект «зеленой» экономики является наиболее недооцененным, хотя построение «зеленой» экономики должно рассматриваться как наиболее эффективный путь достижения 12-й Цели устойчивого развития ООН «Ответственное потребление и производство», а через нее – значительной части из 17-ти Целей: «Хорошее здоровье и благополучие» (Цель 3), «Чистая вода и санитария» (Цель 6), «Достойная работа и экономический рост» (Цель 8), «Устойчивые города и населенные пункты» (Цель 11), «Борьба с изменением климата» (Цель 13), «Сохранение морских экосистем» (Цель 14), «Сохранение экосистем суши» (Цель 15).
Складывание зеленого экономики будет означать взрывной рост количества взаимосвязей между отраслями, отдельными предприятиями, научными институтами, регуляторами и другими заинтересованными сторонами. Рост количества связей между элементами экономики, в свою очередь, будет означать существенное усложнение управления и резкую интенсификацию информационного взаимодействия. Изменения условий функционирования и усложнение структуры экономики потребуют изменения подходов к построению систем управления экономикой. Здесь находит отражение происходящая в настоящее время смена технологического уклада, обусловленная общим повышением роли информации и технологий обработки информации в технологических, экономических, социальных и управленческих процессах. Для управления развитием зеленого кластера потребуются совершенствование существующих информационных систем и создание новых, обеспечивающих построение информационного образа зеленого кластера и в перспективе – информационного двойника.

На начальном этапе необходимо совершенствование государственного статистического наблюдения. В настоящее время существенная часть материальных потоков вторичных ресурсов скрыта от регуляторов по причине отсутствия статистического учета. В результате в отдельных отраслях возникают резкие дисбалансы мощностей, реализующих последовательные этапы жизненного цикла продукта: перерабатывающие мощности могут превышать доступные объемы производства сырья и полупродуктов, в результате чего производители оказываются в ситуации «ценовых ножниц», будучи вынуждены конкурировать, с одной стороны, за ограниченные объемы сырья, с другой – за так же ограниченные рынки сбыта. Результатом такой ситуации становится общее снижение добавленной стоимости в экономике, сокращение налоговых поступлений, риски неплатежей контрагентам и финансовым институтам, банкротство и потеря рабочих мест.

Решение указанной проблемы начинается с адекватного статистического наблюдения, охватывающего все стадии жизненного цикла продукта, от получения первичного сырья до оборота вторичных материалов.
Функцией регуляторов при построении «зеленой» экономики становится создание условий, обеспечивающих равные конкурентные позиции вторичных и возобновляемых ресурсов, с одной стороны, и первичных и невозобновляемых, с другой. Самым эффективным инструментом повышения конкурентоспособности вторичных ресурсов является расширенная ответственность производителя.

Президент России выразил поддержку инициативе членов комитета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла по переносу ответственности за утилизацию упаковки с производителей товаров в упаковке на производителей упаковки. Подобный шаг сделает российскую систему РОП одной из самых эффективных в мире, позволив в среднесрочной перспективе решить проблему рециклинга большей части упаковочных отходов.

Система РОП должна способствовать расширению рынка цикличных материалов (то есть легко перерабатываемых и востребованных рынком) и вытеснению нецикличных. Это может быть достигнуто за счет отмены нормативов утилизации и дифференцирования ставок экологического сбора. На нецикличные материалы целесообразно назначать более высокие ставки экологического сбора. Перенос ответственности за утилизацию упаковки на производителей упаковки позволяет тонко настраивать ставки экологического сбора, в том числе с детализацией по типам и характеристикам упаковки из пластика, пригодность к переработке которых может существенно отличаться.

Кроме реформирования РОП, переход к эффективной зеленой экономике должен включать ряд других мер, направленных на устранение барьеров и стимулирование движения материалов по кругу экономики замкнутого цикла – прежде всего, упрощение налогового регулирования. Хорошим примером может служить отмена НДС на реализацию макулатуры. В результате произошел фактический перенос обязанности уплаты НДС на макулатуру на переработчиков. В первый же год действия этого механизма поступления НДС из отрасли переработки макулатуры выросли почти втрое.

Таким образом, реализация концепции «зеленой» экономики обеспечивает повышение устойчивости экономической системы России и укрепление экономической безопасности страны. Это особенно важно в условиях резких изменений, происходящих в стране и мире.

Другие новости