О требованиях федерального законодательства напомнили в министерстве охраны окружающей среды Кировской области. Нормативные акты стимулируют вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот.
Первый – Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224. Документ устанавливает для органов государственной власти обязанность закупать отдельные товары с содержанием вторичного сырья.
«К таким товарам относятся: изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения – туалетная бумага, полотенца бумажные, платки носовые бумажные, скатерти бумажные, салфетки разного назначения; твердые поверхностные покрытия и элементы благоустройства – покрытия из переработанных материалов, тротуарная плитка, бордюры, ограждения; мягкие покрытия – резиновая плитка, покрытия из резиновой крошки, мягкая кровля или иные гидроизоляционные материалы; контейнеры и урны для мусора; удобрения органические, почвогрунт и грунт, пригодный для технических целей», – прокомментировали в министерстве.
Второй документ – распоряжение Правительства РФ от 28.08.2024 № 2330-р. Он определяет перечень товаров, работ, услуг, производство которых осуществляется с обязательным использованием определенной доли вторичного сырья.
Третий – Распоряжение Правительства РФ от 02.08.2023 № 2094-р. Устанавливает перечень товаров, работ, услуг, при производстве которых используется вторичное сырье и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству и выполнению. Распоряжение предусматривает возможность получения товаропроизводителями мер государственной поддержки.
Четвертый – Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2024 № 2827-р. Определяет перечень продукции, производство которой не допускается, так как отходы от ее использования не утилизируются.
«Формирование нового законодательства, направленного на переход к экономике замкнутого цикла, является сложной задачей, так как требует установления баланса между экономической деятельностью и экологическим благополучием страны», – отмечается в сообщении.
Увеличение доли отходов, направляемых на переработку, и снижение доли отходов, направляемых на захоронение, – основная задача федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» нацпроекта «Экологическое благополучие».
Как отмечает Михаил Пеньков, заместитель генерального директора по развитию Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры», с одной стороны, подобные меры способствуют росту спроса на продукцию из вторичного сырья. И, по крайней мере, целлюлозно-бумажная промышленность располагает достаточными мощностями для удовлетворения этого дополнительного спроса. Проблема возникает с другой стороны – рост выпуска продукции из вторичного сырья должен быть обеспечен поставками того самого вторсырья. А сейчас вся макулатура, пригодная для переработки на существующих мощностях и с имеющимися технологиями, в стране практически собрана и закуплена. Та часть отходов бумаги и картона, которая попадает в состав твердых коммунальных отходов, портится из-за контактов с жидкостями и органикой и фактически выбывает из оборота.
Объем этих потерь Центр системных решений оценивает на уровне 1,5–2 млн т в год. Чтобы вовлечь этот объем в переработку, требуется пересмотр самого подхода к сбору отходов в коммунальном сегменте. Действующая двухконтейнерная система сбора не обеспечивает сохранности отходов бумаги и картона, требуется выделение сбора отходов бумаги и картона в отдельный поток.