Директор Института химической переработки биомассы дерева и техносферной безопасности (ИХПБД и ТБ) Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова Александр Васильев в интервью рассказал об истории и основных направлениях деятельности института, а также стратегии развития.
Александр Викторович, расскажите, пожалуйста, об истории создания института химической переработки биомассы дерева и техносферной безопасности?
– Наш институт был создан в 1930 году, тогда он назывался химико- технологический факультет. В то время, молодой бурно развивающейся промышленности Советского Союза нужны были специалисты по производству целлюлозы, бумаги, древесных плит, а также в области лесохимии. Поэтому и был организован специальный факультет, выпускники которого направлялись на работу на предприятия химической технологии древесины. За более чем 80-ти летнюю историю нашего факультета-института было подготовлено более 20 тысяч дипломированных специалистов для отраслей связанных с химической технологией древесины и др. растительного сырья. За всю историю название факультета-института менялось несколько раз, и с 2015-го года утвердилось, как “Институт химической переработки биомассы дерева и техносферной безопасности”.Сейчас институт состоит из пяти кафедр: “Технологии лесохимических продуктов, химии, древесины и биотехнологии”, “Технологии древесных композиционных и целлюлозных материалов”, “Биотехносферной безопасности”, а также кафедр “Физики” и “Химии”.
Какие ключевые задачи перед собой ставит Институт в подготовке новых специалистов?
– Основной задачей института сегодня является подготовка высококвалифицированных специалистов для областей, связанных с химической переработкой древесины. В нашем институте студенты получают теоретические знания и практические технологические навыки, которые позволяют им работать на предприятиях целлюлозно-бумажного производства и древесных композиционных материалов. Кроме этого наши выпускники востребованы в пищевой, фармацевтической, нефтехимической отраслях и др., везде, где есть химические технологии. Следует особо отметить, что подготовка студентов в институте ведется на основе научной работы в области химической технологии и химии древесины, выполняемой профессорско-преподавательским составом института. Студенты бакалавриата и магистратуры участвуют в этих научных разработках, на базе которых они выполняют свои дипломные выпускные квалификационные работы.
По каким профилям сейчас обучаются студенты, и какие специализации вы предлагаете?
– Сегодня университет готовит бакалавров по четырем основным направлениям подготовки. Первое называется “Химическая технология”, второе -“Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии”, третье -“Композиционные материалы на основе возобновляемых растительных ресурсов” и четвертое – “Техносферная безопасность”. Кроме этого, институт проводит обучение студентов магистратуры по двум направлениям: “Химическая технология” и “Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии”.
Как вы участвуете в трудоустройстве выпускников? Сопровождаете ли их после окончания учебного заведения?
– Во время учебы наши студенты проходят практики на производственных предприятиях. Например, целлюлозно-бумажных комбинатах, заводах по производству древесных композиционных материалов (плит и пластиков), где напрямую знакомятся с технологическими процессами. Это является одним из основных критериев для выбора дальнейшей работы выпускником нашего института. К тому же, на протяжении всего учебного года, начиная с первого курса, в институте мы проводим профессионально-ориентационные мероприятия для студентов. Приглашаем представителей химико-технологических компаний, которые рассказывают о деятельности своих производств. Студенты выезжают на экскурсии для ознакомления с этими производствами. Они могут выбрать данное предприятие местом своей производственной практики и, возможно, будущим местом работы. Отмечу, что помимо предприятий по химической переработке древесины, в институте уделяется большое внимание специалистам по энергоресурсосберегающим технологиям и техносферной безопасности. К нашим выпускникам проявляют интерес фармацевтические компании, представители пищевой, косметологической отраслей и других, где широко применяются химические технологии. Конечно, мы отслеживаем судьбу наших выпускников после окончания института. Очень часто, работающие на предприятиях выпускники обращаются к нам за помощью в решение различных химико- технологических проблем.
Александр Викторович, расскажите об успешных кейсах студентов, которые пришли работать в крупные компании по целлюлозно-бумажной промышленности?
– Ежегодно наши студенты устраиваются на работу в целлюлозно-бумажные компании и на предприятия по производству древесных композиционных материалов. Многие из наших выпускников являются главными технологами, директорами и занимают иные руководящие должности.
Какие исследования на базе лабораторий института проходят в настоящее время?
– Сейчас научную работу в институте можно назвать общим словом “биорефайнинг”, то есть это комплексная физико-химическая переработка древесины и других возобновляемых растительных ресурсов для получения практически значимых веществ и материалов. Сотрудники института имеют тесные научно-производственные связи с предприятиями по химической технологии древесины. Многие научные работы выполняются в сотрудничестве с промышленными предприятиями и направлены на улучшение технологий переработки древесины. Профессорско-преподавательский состав и руководимые ими бакалавры, магистры и аспиранты осуществляют научные исследования в областях целлюлозно-бумажного производства и композиционных материалов, лесохимии. Отдельным направлением в исследованиях является выделение биологически активных веществ из древесной зелени и других растений. Для студентов основное преимущество таких исследований в том, что в они делают курсовые и дипломные работы, что в дальнейшем помогает им определиться с трудоустройством.
Компании из целлюлозно-бумажной промышленности делают вам какие-либо заказы на разработки, либо на научные исследования?
– Если говорить про целлюлозно-бумажное производство, то здесь со стороны промышленных предприятий заказами являются анализы свойств целлюлозы и бумаги, а также анализ отдельных стадий технологических процессов производства целлюлозы и бумаги для их оптимизации. Кроме этого, в лесотехническом университете создан инжиниринговый центр по разработке методов получения химико-термомеханической массы из древесины. Это одно из перспективных направлений для переработки отходов лесопромышленного комплекса, что важно для рационального использования природных ресурсов и экологии.
Расскажите о предприятии более подробно. О целях и задачах, а также с какими комбинатами из ЦБП сотрудничаете?
– Цель разработок инжинирингового центра – создание в регионах нашей страны сети небольших предприятий по получению химико- термомеханической древесной массы, которую можно поставлять на более крупные предприятия для производства картона и бумаги. Специалисты нашего института участвуют в работах по оптимизации процессов получения химико-термомеханической массы. Сотрудничество велось со Светогорским целлюлозно-бумажным комбинатом.
Как оснащена лаборатория? Что приобретают ваши индустриальные партнеры?
– В институте имеется необходимое оборудование для выполнения научной работы и обучения студентов. В институте есть электронные и инфракрасные спектрометры, хромато-масс-спектрометр и др. приборы. Часть оборудования нельзя назвать новым, но для выполнения базовых научных работ и обучения студентов этого вполне достаточно. Конечно, для обновления научного и учебного оборудования нужны средства и вложения со стороны государства и бизнеса.
Сколько сейчас институтом выпускается специалистов для в целлюлозно-бумажной промышленности?
– Ежегодно наш институт выпускает 80-100 студентов очного и заочного отделений, из которых порядка 20% уходит работать крупные предприятия и фирмы, связанные с целлюлозно-бумажным производством. Именно от предприятий этой отрасли поступает максимальный запрос на квалифицированные кадры. Некоторое время назад мы проводили мониторинг комбинатов в северо-западной части страны, который показал, что только целлюлозно-бумажным комбинатам требуется около 300 новых сотрудников ежегодно. Поэтому ВУЗы на северо-западе России, которые выпускают специалистов по целлюлозно-бумажному производству, не справляются с кадровым дефицитом, существующим в данной отрасли. Необходимо в ВУЗах увеличение приема студентов бакалавриата по направлению химической технологии древесины.
Ваше напутствие молодежи, начинающей путь в ЛПК и ЦБП?
– Самое главное – это учиться и учиться непрерывно. Даже после окончания ВУЗа и получения заветного диплома, придя на место работы, для выпускника процесс обучения не закончен. Сейчас особенно важно осваивать новые технологии, к которым нужно применять современные подходы на основе искусственного интеллекта, цифровой обработки больших объемов данных и пр. А дальше каждый принимает решения самостоятельно и определяет, как применить полученные знания к уже существующим технологиям и как их можно усовершенствовать. Все завязано на бесконечном процессе обучения и получения новых знаний, только в этом случае будет профессиональный рост индивидуального специалиста и становление квалифицированных кадров во всей отрасли химической технологии древесины.
Фото - upackunion.ru