Знакомая ситуация: заказываете маленькую флешку, а получаете коробку размером с кирпич, набитую пластиковой стружкой и пузырчатой пленкой? Финские инноваторы объявили войну этой бессмысленной трате ресурсов. Команда исследователей из Центра технических исследований VTT и Университета Аалто представила революционную упаковку FOLD, которая может раз и навсегда изменить индустрию логистики.
Объемы упаковочных отходов достигли критического масштаба. Только в 2023 г., по данным регулятора Arcep, в мире было отправлено 7,3 млрд посылок. Большинство из них использовало неперерабатываемые синтетические материалы, которые отправляются на свалки сразу после вскрытия.
Решение получило название FOLD. Это не новый материал, а принципиально новый подход к конструкции. Технология заимствует принципы японского искусства оригами: лист прочного перерабатываемого картона с помощью системы продуманных складок превращается в жесткий и амортизирующий контейнер, идеально повторяющий форму товара.
Полный отказ от пластиковых вставок, наполнителей и пенопласта. Упаковка на 100 % состоит из картона и легко утилизируется. Снижение затрат на хранение и логистику. Пустые упаковки FOLD – плоские, что экономит до 70 % складского пространства по сравнению с традиционными коробками. Процесс распаковки становится быстрым и приятным, а не испытанием, после которого приходится выносить мешок мусора.
«Мы заменили сложные композитные материалы интеллектуальной геометрией, – поясняет ведущий инженер проекта. – Складки сами по себе придают прочность. Никакого лишнего пластика – только умный дизайн».
В отличие от многих «лабораторных» изобретений, FOLD уже проходит испытания в реальных условиях. Стартап сотрудничает с компаниями из трех ключевых отраслей:
-
для косметических средств создаются многоразовые картонные футляры для замены вычурной, но одноразовой упаковки премиум-брендов;
-
для доставки еды разрабатывается влагостойкая версия FOLD для замены пенопластовых лотков и алюминиевых контейнеров;
-
для электронной коммерции ритейлеры тестируют возможность создания «идеальной» коробки для каждого товара, что сокращает транспортные расходы и углеродный след.
Ожидается, что коммерческий запуск технологии на рынке состоится в течение 3–5 лет. Если это произойдет, эра неэффективных и вредных для планеты упаковочных материалов может подойти к концу.