/
1 ноября 2022
1401

Перспективы развития бумажной отрасли

Перспективы развития бумажной отрасли

Последние 10 лет рынок тарного картона непрерывно рос и практически удвоился. Только за последние 3–4 года было введено новых мощностей примерно на 900 тыс. т.

Источник: FAOSTAT


При таком непрерывном росте многие предприятия рассчитывали на то, что рынок будет расти непрерывно. С учетом ослабления рубля, экспорт становился более выгодным. Это привело к росту торговли на внешних рынках (Африка, Латинская Америки и, конечно, Китай) не только бумагой из целлюлозы, но также и из макулатурного сырья.

Источник: Fefco, Росстат, расчеты


При этом средний граммаж зафиксировался в границах 505–525 г/кв. м, что равно среднему граммажу ТК – 125-140 г/кв. м и вполне соответствует среднеевропейской тенденции.

Средний граммаж в России не будет сильно снижаться, и скорее всего останется на том же уровне – из-за экспорта целлюлозных картонов и замещения их макулатурными с одной стороны, и увеличением спроса на низкограммажный картон, с другой стороны.

Первый сбой на рынке произошел в 2020 г. во время пандемии covid-19, когда потребление внутри страны резко сократилось примерно на 10 %. При этом ранее запущенные проекты не остановились, что привело к затовариванию рынка и резкому падению доходности.

Проблему удалось решить только за счет снижения ограничений и резкому наращиванию зарубежных поставок. Это привело к рекордному росту экспорта, который практически утроился за последние 5 лет. Можно сказать, что объем вновь введенных мощностей смог поглотить экспорт, без которого мощности производителей остались бы недозагружены.

Источник: FAOSTAT


Слабый рубль и снижение запасов на складах гофропроизводителей привели к росту цен, который продолжался практически до марта 2022 г. Но после начала спецоперации рынок основательно тряхнуло, прежде всего, за счет блокирования экспорта. Объем, который ранее шел в Китай и страны Латинской Америки, оказался на внутреннем рынке, который не был к этому готов. Одномоментно профицит бумаги на внутреннем рынке доходил до 50–60 тыс. т в месяц.

Источник: Лига ПМ


В апреле-мае экспорт удалось частично восстановить, но данное направление по-прежнему испытывает трудности, в том числе и за счет укрепившегося рубля, и соответственно, снижения рентабельности.

Источник: Росстат, расчеты


При этом стоит отметить, что и на внешних рынках цена на продукцию сильно снизилась, что является следствием развивающегося мирового кризиса. Многие маркеры показывают, что кризис только начинается, и его основные действия начнутся в первой половине 2023 г. Это приведет прежде всего к снижению глобального потребления, а значит и к снижению спроса товаров из России.

Источник: isabelnet.com


И естественно возникает очевидный вопрос, какие перспективы у производителей тарного картона в России? По нашему мнению, ключевыми показателями развития отрасли являются два фактора: рост внутреннего потребления и экспорта.

Рассмотрим несколько параметров, которые в какой-то степени являются индикаторами состояния экономики и помогают понять перспективы потребления бумажной упаковки: розничная торговля, строительство и потребление электроэнергии.

Розничная торговля является основным потребителем упаковки из бумаги, на нее приходится более 80 % всей гофротары и гофрокартона. За 8 мес. 2022 г. розница просела на 5 % по сравнению с тем же периодом 2021 г. При этом непосредственно в августе рост по сравнению с июлем составил 2,7 %! То есть несмотря на лето и не сезон, произошел рост оборота розничной торговли, что несомненно является положительным признаком.

Строительство по-прежнему демонстрирует рекордные объемы заключенных контрактов. Данный показатель является опережающим, то есть сигнализирует о том, как будет развиваться экономика в ближайшие несколько месяцев. Такая положительная динамика свидетельствует о росте потребности в упаковке.

Источник: Росстат

По потреблению электроэнергии в июле произошел слом тенденции, который не является сезонным фактором. Эта тенденция говорит о том, что программа импортозамещения, медленно, но постепенно наращивает обороты и увеличивает внутреннюю емкость потребления бумажной упаковки.
Таким образом, в долгосрочной перспективе внутренний рынок сможет нарастить потребление тарного картона и частично компенсировать «выпавшие» экспортные объемы. Однако, с учетом введенных санкций, ограничений по экспорту и медленного роста внутренней экономики можно прогнозировать, что еще несколько лет на рынке будет наблюдаться перепроизводство тарного картона.

Источник: Росстат


На текущей момент мощности производителей макулатурного тарного картона загружены не более, чем на 70 % в среднем (целлюлозных несколько выше), что ставит под вопрос целесообразность и доходность вложений в развитие дополнительных мощностей. Срок окупаемости подобных проектов будет превышать 7–10 лет, что с учетом практически отсутствующего льготного кредитования ставит появление новых мощностей под вопрос.

Экспорт вряд ли восстановится до прежних объемов в ближайшие два-три года и не превысит показатели 2020 г. При таком сценарии рынок потребления тарного картона, с учетом ситуации в экономике, в 2022 г. просядет примерно на 8 % и восстановится только к 2025 г.

Скорее всего, многим предприятиям придется сократить инвестиционные затраты и объемы производства. Низкая доходность и ограничения по поставкам импортных технологий будет оказывать давление на вложения в производство, а значит тенденция на рост технологичности продукции, которая наблюдалась последние несколько лет, замедлится.

И в заключение несколько слов об ответственности бизнеса, цель которого прежде всего состоит в сохранении самого себя, и только потом в наращивании прибыли. Отказ от «отраслевого канибализма» и жесткого демпинга, который периодически наблюдается в последние годы, позволит сохранить большинство предприятий, а значит, и персонал, который на них трудится. Отдельные манипуляции с ценами, которые наблюдаются в том числе и у поставщиков сырья, могут нанести больший вред, чем ограничения экспорта и санкции, и полностью затормозить развитие отрасли. Ни один инвестор не будет вкладывать деньги в бизнес, где цена на основное сырье и готовую продукцию за последние два года успела измениться, что в одну, что в другую сторону более чем в два раза. Такая волатильность просто отпугивает потенциальных инвесторов, которые готовы вложиться даже в такое непростое время. По нашему мнению, только соблюдение определенных правил ведения бизнеса поможет сохранить значительный потенциал, который можно реализовать, когда кризис отступит.

Другие новости