/
14 июня 2022
581

Производители, которые не будут менять свой ассортимент, рискуют потерять позиции на рынке

Производители, которые не будут менять свой ассортимент, рискуют потерять позиции на рынке

Директор по стратегическому маркетингу АО УК ГП «Готэк», председатель Экспертного совета НКПак Юрий Алпеев рассказал о том, как текущий кризис отражается на потребительском спросе и динамике рынка и какая динамика в сложившихся условиях ожидает производителей гофрокартона и тарных картонов. Выступление эксперта прошло в рамках Пленарной сессии «Упаковка из бумаги, картона и гофрокартона» на 26-й Международной выставке упаковочной индустрии RosUpack.

Спикер сообщил, что российско-украинский конфликт и санкционные ограничения породили «черного лебедя» российской экономики. Мы увидели снижение темпов экономического роста, снижение доходов населения и снижение выпуска продукции.

Согласно планам ЦБ, предполагается, что в текущий момент экономика находится в состоянии адаптации, но к 2023 г. рынок перейдет в стадию первичной подстройки к новым условиям. «Обратная индустриализация» начнется уже в 2024 г., в соответствии с планами регулятора.

При этом на рынке функционируют несколько мощных негативных тенденций, одна из которых – инфляция, которая отражается на стоимости продовольствия. Так, в мае цены на продовольственные товары выросли на 20 % по сравнению с показателем прошлого года, при этом цена на сахар прибавила 63 %, на молоко – 24 %, на детское питание – 21 %.

Еще один негативный тренд – снижение ассортимента на 9 % по всем продовольственным товарам, при этом в сегменте молочки снижение ассортимента достигло отметки в 13 %, в сегменте детского питания – 14 %.

Наложение друг на друга двух кризисов (пандемийного и современного) породили «новую бедность» – увеличилась прослойка бедных людей, которые определяют свои тренды на рынке. Все это задает другую картину мира для покупателей, а также для всех производителей товаров народного потребления, которые вынуждены производить товары для тех, кто их покупает. Отсюда – изменение ассортимента, увеличение доли продукции с более простыми дешевыми ингредиентами, развитие СТМ, рост популярности дискаунтеров и актуализация промо-акций.
А значит, те, кто не будет адаптироваться к новым условиям и менять ассортимент, потеряют свои позиции на рынке, считает Юрий Алпеев.

В новых для рынка условиях производители упаковки еще чаще сталкиваются с запросами на ребрендинг, редизайн и изменение объемов упаковки (в том числе для ее адаптации под требования дискаунтеров, например, «Светофора»), растет роль нестандартного функционала, который может предложить производитель (быстрое тестирование, масштабирование и т. д.).

Если говорить о прогнозах рынка тарного картона и гофропродукции, здесь, по мнению эксперта, стоит отделять наши ожидания от реальной динамики. Юрий Алпеев привел в качестве примера опрос, который проводился весной и показал рост количества производителей, которые ожидают позитивных изменений на рынке. При этом, подчеркнул спикер, апрель и май оказались хуже, чем прогнозировали производители, а отрасль не отмечает роста. Из этого, обратил внимание спикер, можно сделать вывод, что мы более оптимистичны, чем сложившаяся на рынке ситуация.

Сильнее всего кризис ударил по крупным неинтегрированным предприятиям: они потеряли до 20%  производства, так как работали, большей частью, с компаниями, которые объявили об уходе с рынка. При этом 50 % рынка – это мелкие производители, которые работают с российскими поставщиками, а значит, окажутся в текущих условиях более устойчивыми.

Кризис отразился на динамике рынка упаковки из гофрокартона: если в январе-феврале он показал рост на 15 %, то уже в апреле произошло падение на 3,7 % и позитивной динамики в ближайшее время не ожидается.

Еще один негативный тренд, который не может не беспокоить производителей гофрокартона – снижение спроса на тарный картон, которое оказывает серьезное давление на рынок, несмотря на то что многие производители уже успели практически полностью переориентировать поставки.

Со временем актуализируется и проблема нехватки макулатуры, большая часть которой приходит из торговых сетей. Меняется структура поставок макулатуры из сетей, производство самой макулатуры снижается, что, при резком сжатии спроса, может привести к тому, что около 100 тыс. т макулатуры к концу года будет не хватать, а значит, и закупать ее производителям придется по совсем иной цене.

Источник: dairynews.today

Другие новости