Несмотря на санкционные ограничения и потерю европейских рынков, российская целлюлозно-бумажная промышленность в прошлом году демонстрировала наиболее устойчивое положение из всего лесопромышленного комплекса. По некоторым видам продукции, например типографической бумаге, обоям и бумаге для тетрадей, зафиксирован рост, сообщили в Рослесинфорге.
В октябре 2022 г. Евросоюз запретил импорт древесной массы, бумаги. «Производство целлюлозы уже третий год подряд держится на одном уровне – выпущено порядка 8 млн т, объем выпуска бумаги и картона также сохранился на уровне прошлого года – больше 9 млн т. За 11 месяцев прошлого года в России рост показала бумажная и санитарно-гигиеническая продукция», – рассказали в ведомстве.
Глава ассоциации «Бумпром» Юрий Лахтиков также подтверждает, что российские предприятия целлюлозно-бумажной промышленности среди всех подотраслей лесного комплекса показали самую высокую устойчивость к внешним вызовам. Но при этом с внутреннего рынка исчез ряд продуктов – отдельных санитарно-гигиенических товаров премиум-сегмента, сократился объем производства и потребления газетной бумаги, отдельных видов упаковки для жидких пищевых продуктов, бумажно-беловых товаров, добавил он.
«Несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, сохранились основные внешние рынки – Китая, Индии и других стран АТР, Ближнего Востока, на которые традиционно приходился основной объем экспорта. При этом география поставок несколько расширилась за счет ряда стран Африки и Латинской Америки», – отметил Лахтиков.
Директор практики ЛПК Strategy Partners Валентин Гаврилов рассказал, что взаимные ограничения с ЕС не только закрыли для российских компаний европейский рынок, но и существенно ограничили возможности европейских поставщиков бумаги и картона на российском рынке.
«Соответственно, российские производители занимаются освоением ниш, освобожденных западными поставщиками», – рассказывает Гаврилов.
Также ряд российских компаний смогли достаточно успешно перенаправить экспортные потоки на китайский рынок, отметил Гаврилов. «По ряду позиций российские компании столкнулись с существенным снижением маржинальности продаж, так как цены на них достигли ковидных минимумов. В случае их сохранения на низких уровнях еще 6–9 месяцев мы, вероятно, увидим сокращение объемов производства целлюлозно-бумажной продукции в России», – добавил он.