/
18 октября 2024
992

Мировой опыт решения кадрового голода в ЦБП

Мировой опыт решения кадрового голода в ЦБП

Денис Кондратьев, заместитель генерального директора СРО Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры», заместитель председателя Совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии, генеральный директор аналитического агентства «Центр системных решений».

Статья по материалам к Научно-методологической конференции компании ОБФ «ЦБП: обучение, развитие и укрепление кадрового потенциала» 24 августа 2024 г. 

Одним из результатов COVID-19 стали многочисленные локдауны по всему миру и перевод сотен миллионов работников на удаленную работу. Работодатели ожидали, что после отмены ограничений работники вернутся к привычной схеме занятости в офисе или на производстве. Однако реальность оказалась другой - многие не захотели вернуться: они обнаружили, что слишком переоценивали прежние условия работы, и что жизнь дома предоставляет новые возможности заработка, более удобные и приятные.

Согласно анализу тенденций в сфере труда, проведенному Microsoft, более 40% мировой рабочей силы рассматривали возможность увольнения с работы в 2021 году. Экономисты назвали этот тренд «Великое Увольнение» и, хотя процесс возник в 2020 году, он до сих пор создает проблемы во всех секторах экономики.

Период самоизоляции в 2020 году привел к небывалой популяризации доставки продуктов, готовой еды, товаров из маркетплейсов. Тогда многие оценили удобство доставки товаров на дом. С тех пор компании соответствующих секторов стали повсеместно нанимать курьеров, работников распределительных центров, востребованность которых существенно возросла, и платить им зарплату существенно выше, чем средние зарплаты в целом ряде отраслей. В сочетании с гибким графиком работа в сервисах доставки, в секторе электронной торговли в целом, стала привлекательнее, чем работа на производстве.

Как отмечают эксперты, за последние несколько лет наблюдается огромный отток рабочих специалистов в сферу услуг. Всего с 2020 года с рабочих специальностей уволилось не менее 8 млн человек. Все они переквалифицировались в курьеров, экспедиторов, сотрудников общепита и салонов красоты, где ответственности меньше, зато платят больше.

Опрос сервиса Superjob показал, что на начало 2024 года около 86% российских компаний вынуждены работать в условиях дефицита кадров, независимо от отрасли и численности персонала. Как прогнозируют эксперты консалтинговой компании «Яков и партнеры» к 2030 г. дефицит кадров составит от 2 до 4 млн человек. На этом фоне Минэкономразвития снизило прогноз уровня безработицы на 2024—2027 годы с 3 до 2,6%. Это значит, что в ближайшие годы проблема кадрового голода будет оставаться актуальной.

Не последнюю роль в нехватке кадров сыграл курс на импортозамещение в России. Пока эта стратегия позволяет многим отраслям растет быстрее, чем появляются новые специалисты на рынке. Увеличивается число производственных площадок, открываются сотни вакантных мест. Всего с начала 2022 года было создано около 500 тыс. новых рабочих мест с доходом значительно выше среднего. Например, в 2023 году на Урале появились рекордные для региона зарплаты: водителю-экспедитору предлагали от 300 тыс. рублей, а наладчику станков с ЧПУ — от 250 тыс. рублей в месяц.

Анализ финансово-экономических показателей предприятий целлюлозно-бумажной промышленности России за 1 полугодие 2024г. свидетельствует, что суммарная прибыль к 1 полугодию 2022г. снизилась на 4,7%, а рентабельность продаж упала на 5,8%. Одной из основных причин замедления является растущий дефицит квалифицированных кадров.
Важно отметить, что эта проблема актуальна для всего мира.
Крупнейшими странами производителями целлюлозно-бумажной продукции являются Китай, США, Япония, Бразилия, Германия, Индия, Индонезия, Канада, Швеция и Россия.
 
Во всем мире целлюлозно-бумажная промышленность — это бюджетообразующая отрасль, имеющая наибольший потенциал перехода к экономике замкнутого цикла, решающая проблему с циркулируемостью и возобновляемостью ресурсов, но во всех этих странах достаточно остро стоит вопрос привлечения кадров в отрасль.



Самый большой кадровый потенциал имеется в Индии, где на производство 1 тонны целлюлозно-бумажной продукции имеется около 42 человек, в то время как в Канаде – всего 1,5 человека (ширина столбца на графике соответствует объему производства ЦБП). Высокая численность населения Китая компенсируется большим количеством продукции, поэтому запас по человеческим ресурсам Китая сопоставим с Россией. Однако, эти показатели характеризуют общую численность и не касаются качества кадров, поэтому, несмотря на высокую численность населения, большинство стран создают специальные программы для подготовки и привлечения кадров в ЦБП, понимая высокую отдачу отрасли и ее важность в формировании экономики замкнутого цикла.

В странах-лидерах по производству целлюлозно-бумажной продукции существуют различные программы привлечения кадров в отрасль.

В США этим занимаются и отраслевые ассоциации, и ВУЗы:
• Ассоциация производителей ЦБП США TAPPI (Technical Association of the Pulp & Paper Industry) образованная в 1915 г. тридцатью производителями бумаги ежегодно выделяет до 140 тыс. долларов в виде премий и стипендий для отрасли, причем около половины уходит в виде стипендий аспирантам и студентам бакалавриата в целлюлозно-бумажной, упаковочной и смежных отраслях.
• Фонд целлюлозно-бумажной промышленности Университета штата Мэн - старейший отраслевой фонд в Америке - проводит набор студентов, финансово поддерживает и готовит будущих лидеров в целлюлозно-бумажной промышленности, а также помогает удовлетворять потребности отрасли в рабочей силе. Фонд ежегодно присуждает более 100 стипендий на полное или частичное обучение и направляет на предприятия отрасли наибольшее количество выпускников.
В Китае формируются программы с участием международных компаний:
• Valmet совместно с Китайским фондом развития образования (CEDF) учредила новые стипендии для аспирантов в пяти отраслевых университетах на тему «На пути к будущему с наукой». С 2009 года Valmet предоставляет стипендии более чем 600 студентам бакалавриата, специализирующимся на целлюлозно-бумажной промышленности в трех китайских университетах. С 2023 года сотрудничество расширяется до аспирантских стипендий в пяти отраслевых университетах. С помощью стипендий поддерживается развитие промышленных талантов и продвигать инновации в целлюлозно-бумажной и энергетической промышленности.

В Бразилии крупные компании финансируют обучение:
• Бразильская компания Suzano Pulp and Paper учредила стипендию для студентов, обучающихся по программе изучения бумаги и подготовке инженеров в Колледже природных ресурсов штата Северная Каролина в размере 50 тыс. долларов.
В Индии формируются финансовые фонды для выплаты стипендий:
• Ежегодные стипендии фонда Parason Group Annual Scholarships Program
Правительство Канады стимулирует иммиграцию специалистов деревообрабатывающей и бумажной промышленности со всех стран мира. Иммигранты получают право:
• жить и работать в Канаде;
• въезжать и выезжать из Канады без ограничений;
• учиться в престижных канадских школах;
• получать доступ к качественному здравоохранению и социальным льготам;
• гражданство и двойное гражданство всего через четыре года.

Уровень материальной компенсации труда в ЦБП Канады:
• рабочий начального уровня (до 5 лет опыта работы): в среднем 72 300 канадских долларов в год;
• рабочий со средним опытом работы (5-10 лет): в среднем 98 300 канадских долларов в год;
• опытный рабочий с 10–20 годами опыта работы: в среднем 189 086 канадских долларов в год;
• рабочий с опытом работы более 20 лет: в среднем 478 966 канадских долларов в год.
По расчетам правительства, уровень безработицы среди квалифицированных рабочих в целлюлозно-бумажной промышленности в Канаде намного ниже среднего.
По данным ЦБ уровень безработицы в России к середине 2024 года снизился до рекордных 2,6%. К осени текущего года общая нехватка кадров составила около 4,8 млн человек. Российские предприятия бьют тревогу — брать на работу попросту некого, несмотря на конкурентоспособную зарплату и готовность самостоятельно выращивать кадры.



Привлечение мигрантов из других стран может частично решить проблему российского ЦБП, но исследование РАНХиГС констатирует, что миграционный поток рабочей силы в Россию так и не восстановился до доковидного уровня. В 2023 году число трудовых мигрантов составило 3,5 млн человек — это почти на миллион меньше, чем было в 2019 году.

Тем не менее, необходимы изменения во внешней политике, которые будут способствовать:
• принятию специальных решений в иммиграционной политике России по привлечению иностранных специалистов;
• созданию привлекательных условий для трудоустройства иностранных студентов, обучающихся в России по отраслевым профессиям.


Внутренняя политика должна быть направлена на выращивание собственных кадров через:
• создание позитивного образа целлюлозно-бумажной промышленности в СМИ, как одной из самых цикличных отраслей;
• поддержка и пропаганда семейных династий, работающих в отрасли;
• создание отраслевых и государственных (региональных) фондов, учреждающих стипендии для студентов и ученых, занятых в отрасли и готовых идти работать на предприятия и в научные учреждения ЦБП.
По данным «Российской газеты» сегодня только 11% выпускников школ при выборе профессии готовы пойти по стопам родителей. Да и большинство родителей этого не хочет.


Несколько лет назад в Новосибирской области Центр патриотического воспитания при поддержке министерства региональной политики инициировал проект «Трудовые династии»:
• В Сибири есть трудовые династии с общим стажем свыше 600 лет
• А самой древней признана династия железнодорожников Беляковых из Татарского района Новосибирской области, берущая свое начало с 1902 года. 33 человека - пять поколений - отработали на железной дороге в общей сложности 670 лет.
• Одной из самых выдающихся рабочих династий Новосибирской области гордится предприятие "Искитимцемент". Это 36 работников с общим трудовым стажем в 637 лет.


Необходимо внедрять перекрестное обучение сотрудников, когда производственный персонал при возникновении необходимости сможет справляться с обязанностями по техническому обслуживанию. Перекрестное обучение не только удерживает сотрудников, оно создает чувство ценности и общности.

Сегодняшний поиск и найм персонала морально устарел. В наиболее современных компаниях вместо передачи на аутсорсинг процесса найма для решения проблемы нехватки рабочей силы, были введены бонусы за привлечение новых сотрудников, что привело к тому, что 28–30% новых работников были приняты на работу по рекомендациям сотрудников.


Заслуживает распространения опыт предприятия НИПИГОРМАШ из Екатеринбурга, производящего оборудование для шахт, которое ввело программу «Квартира от завода»: претендовать на получение жилья могут высококвалифицированные специалисты, в том числе конструкторы, технологи, инженеры по наладке оборудования после прохождения испытательного срока. Если специалист подтверждает свою квалификацию и его берут в штат, он получает временную регистрацию и меблированную квартиру с бытовой техникой в новостройке. Но жилье не достается специалисту даром: в течение следующих десяти лет он должен каждый месяц платить по 10 или 15 тысяч рублей в зависимости от количества комнат (одна или две). Через десять лет нужно внести еще 5% от стоимости квартиры на момент ее покупки, и только тогда жилье становится собственностью сотрудника.


В отличие от зарубежного опыта, российские предприятия мало используют специализированные стипендиальные программы, но уже начали целевую подготовку и проведение стажировок для студентов в профильных ВУЗах. Организация стажировок и обучения требует определенных сил и финансовых затрат, зато по итогу часть вчерашних студентов останется в компании, и уже будет знакома с ее миссией и продуктами.
Объединение усилий промышленных предприятий и образовательных организаций делает образование более прикладным и повышает современность знаний, что повышает ценность молодых специалистов и приводит к обеспечению отрасли квалифицированными кадрами.


В условиях снижения прибыльности производства целлюлозно-бумажные предприятия вынуждены изымать денежные средства из чистой прибыли, чтобы выплачивать целевые стипендии или финансировать программы обучения сотрудников. Было бы логичнее рассматривать эти средства как вложения в активы – человеческий ресурс является самым ценным активом предприятия – и вывести их из налогооблагаемой базы для дальнейшего реинвестирования. Освобождение от налогообложения расходов предприятий ЦБП на профильную профессиональную подготовку и переподготовку работников позволит комбинатам выращивать кадры и повышать их отдачу более интенсивно.


Изучение лучших российских и международных практик в сфере подготовки кадров и их закрепления на рабочем месте должно и дальше продолжаться и использоваться в ЦБП России. В связи с этим СРО Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры» продолжит активное обсуждение темы на проводимых ею конференциях, а также публикацию профильных материалов от экспертов отрасли на ресурсах Лиги ПМ.


Другие новости