Странам БРИКС+, которые вместе обладают более 60% мировых лесных ресурсов, стоит создать новую общую систему лесной сертификации взамен ушедших западных систем. Об этом заявил президент лесопромышленной компании Segezha Group Александр Крещенко на Восточном экономическом форуме (ВЭФ).
Крещенко отметил: «Государства, входящие в БРИКС+, - сильные игроки на мировом рынке лесной продукции. На растущие экономики стран БРИКС+ приходится более 60% мировых лесных ресурсов, они же являются крупнейшими игроками глобального рынка лесобумажных товаров. Это огромные возможности для лесного сектора наших стран в плане взаимодополняемости в рамках партнерских, недискриминационных принципов международного разделения труда. Представляется целесообразным разработать общую систему сертификации природопользования взамен ушедших из России систем FSC и PEFC и особенно - новому барьеру в торговле - регламенту ЕС по борьбе с обезлесением».
По его словам, сегодня рынки ЕАЭС+, Китая, Северной Африки и Ближнего Востока, стран БРИКС+ стали для российской лесной промышленности важным направлением не только с точки зрения развития товарооборота и поиска необходимых технологических решений, в том числе, в части поставки производственного оборудования и лесозаготовительной техники, но и с точки зрения развития расчетной и инвестиционной платформы для сотрудничества.
Крещенко полагает: «Но для успешного развития межстрановой кооперации необходимо создавать рабочую систему расчетов, гармонизировать стандарты, регламенты, решать с зарубежными коллегами вопросы взаимного признания систем сертификации производственных цепочек, происхождения и оборота древесины, создания и гармонизации рынка углеродных единиц. Для достижения общих целей по декарбонизации экономик нам необходим более активный обмен информацией и нормативно-правовыми документами в этой сфере, а также - совершенствование подходов, связанных с лесной сертификацией».
Он отметил, что по традиционным направлениям - Китай, Север Африки, Ближний Восток - уже есть маршруты, регулярные рейсы, но часто возникают дисбалансы по подвижному составу и контейнерам. Со стороны российской лесной промышленности есть запрос на гарантированное выделение квот РЖД на перевозку и обеспечение транспортом через Восточный полигон. Особенно после того, как в 2024 году был фактически отменен механизм субсидирования перевозок лесной продукции через порты Северо-западного федерального округа (СЗФО).
Лесопромышленник заключил: «Сейчас ставка за контейнер через порты СЗФО в Китай составляет порядка 2,5 тыс. долларов. Целевая ставка - 1,5 тыс. Если эта ставка будет субсидироваться в течение 2-3 лет, то помимо плюсов для экспортеров, удастся снять и чрезмерную загруженность с Восточного полигона, и обеспечить загрузку портов Северо-Запада. Направления, где наша продукция востребована, но нет возможности обеспечить регулярность и предсказуемость с точки зрения сроков доставки и цены - Индия, Южная Америка. Мы видим усилия Минпромторга, РЖД, наших партнеров FESCO и "Трансконтейнера" по расшивке этих узких мест: это и обширная инвестпрограмма на Восточном полигоне, и развитие международных транспортных коридоров СМП и "Север - Юг", и расширение географии покрытия морских сервисов».
Фото - krskstate.ru