/
1 сентября 2023
645

От профицита к диверсификации

От профицита к диверсификации

По данным аналитического агентства «Центр системных решений» в 2022 г. российские предприятия выпустили около 5 млн т тарных картонов. При этом собственные потребности внутреннего рынка составляют не более 4 млн т. Несмотря на это многие компании продолжают наращивать объемы производства. Так, в ближайшие два года в РФ должны быть введены в эксплуатацию новые производственные мощности с общей производительностью порядка 2 млн т тарных картонов в год. Отраслевые эксперты считают, что избыточное сырье требует создания новых продуктов. О возможной диверсификации продуктового портфеля российских предприятий ЦБП и перспективных направлениях развития рассказал Виталий Житнюк, кандидат технических наук, руководитель научно-практического центра инноваций и разработок, директор по развитию инноваций и непрерывных улучшений картонного дивизиона SFT Group.

– Виталий Анатольевич, какие продукты, на ваш взгляд, в ближайшее время могут потерять свою актуальность, а какие, наоборот, приобрести, стать перспективными?
– На самом деле, можно много ниш осваивать. Например, бумагу для чайных пакетиков. Ее в России никто не делает. Лайнер и флютинг, конечно, не потеряет свою актуальность и значимость, но, возможно, будет производиться в меньших объемах. Если проанализировать тенденцию последних 10–15 лет, то все это время наблюдалось то падение, то подъем производства. Не исключено, что сейчас падение окажется более длительным. Я думаю, активно будет развиваться рынок санитарно-гигиенических изделий. В этом направлении быстро развивается Беларусь, например. Они очень быстро реагируют на изменения в мире и быстро диверсифицируются.

Потребление газетной бумаги, а, следовательно, и производство, однозначно будет снижаться. Основным потребителем газетной бумаги в мире являлись Индия, Африка, страны Южной Америки – это те страны, где интернет и электроэнергия развивались не такими быстрыми темпами, как во всем мире, поэтому газеты оставались востребованными. Но ситуация меняется, и можно наблюдать, как с каждым годом потребление газетной бумаги падает и в этих странах. Что касается Европы, то там практически все предприятия, выпускающие газетную бумагу, закрылись. Конечно, полностью с рынка она не уйдет – в небольших объемах производство продолжится. Но, в целом, сегмент газетной бумаги, на мой взгляд, не имеет развития.

– На какие продукты стоит переориентироваться производителям газетной бумаги?
– Конечно, очень сложно перепрофилировать производство, потому что основным сырьем для газетной бумаги является термомеханическая масса (ТММ), и она обладает невысокими физико-механическими показателями. Но многие перепрофилируются. Например, АО «Волга» успешно выпускает интерлайнер из 100 % ТММ, который востребован на рынке. Можно также уходить в сторону массового сегмента, например, делать жиростойкую бумагу для ресторанов быстрого питания. На китайском рынке такая продукция высоко востребована. Первичное волокно – ТММ – априори может соприкасаться с продуктами питания, но стоит подумать, как сделать бумагу из нее более стойкой, с определенными барьерными свойствами.

В связи с развитием доставки еды и товаров будет развиваться и производство такой упаковки как литая тара.

– В России уже несколько лет обсуждается вопрос об ограничении использования и производства некоторых видов изделий из пластика и переход на иные виды упаковки. Эта тема вызывает достаточно споров. Как вы считаете, возможно ли полностью отказаться от пластика? Сможет ли бумажная промышленность обеспечить потребителей альтернативной продукцией?
– Пластик, безусловно, хорош тем, что он оборачиваемый – некоторые одноразовые изделия можно использовать несколько раз, пока они не сломаются. Бумажная упаковка в большинстве случаев одноразовая. Но избавляться от пластика надо однозначно. А производителям ЦБП подумать, какие изделия из пластика еще можно заменить бумажными и картонными, как улучшить бумажную упаковку, чтобы она стала многоразовой. Например, банановые или табачные ящики многие используют по два-три раза, а в некоторых случаях оборачиваемость доходит и до пяти-шести раз.

Так что предлагаю подумать о развитии оборачиваемой упаковки. Картон или бумага для такой упаковки должны иметь хорошие параметры, необходимо использовать влагопрочный, влагостойкий, жиростойкий материалы. Картон боится влаги, механических воздействий, поэтому надо делать его более плотным, чтобы он был по физико-механическим показателям достаточно высокого уровня.

– Виталий Анатольевич, выделите основные проблемы, которые сейчас сформировались в отрасли ЦБП, помимо профицита тарных картонов? Какие пути их решения Вы видите?
– Обеспечение расходными материалами, сырьевыми параметрами (химия, комплектующие, запчасти) – это уже не проблема. С началом введения санкций у всей отрасли был шок, но сейчас уже всем понятно, где и что закупать. Да, стало дороже, требуется больше времени на доставку, но это уже не является проблемой. А основной проблемой я бы назвал нехватку квалифицированных специалистов, в первую очередь, инженеров, а также их обучение. Молодежь не так активно, как хотелось бы, идет в отрасль.

Вторая проблема – это сложности с организацией диверсификации продуктовой линейки предприятий, которые сегодня участвуют в перепроизводстве упаковочной продукции. Сейчас им надо думать, что еще можно выпускать, что нужно потребителю, и как это организовать.

В R&D центре SFT Group работает банк идей. Его задача – создание интеллектуальной собственности. Эксперты центра могут провести аудит любого предприятия и предложить собственникам идеи развития, в том числе, по диверсификации производства. Например, делать пачечную бумагу или основу для обоев. Изменив композицию сырья, изменив параметры процессов. Это позволит снижать объемы выхода упаковочной продукции и увеличивать ее маржинальность.

Источник: upackunion.ru

Другие новости